Увлечения и профессия

0

   

Профессия воспитателя детского сада — одна из благородных и нужных людям. В.Г. Белинский писал: «Воспитание — великое дело: им решается участь человека».

Изначально, в далёком прошлом, воспитание детей дошкольного возраста считалось обязанностью матери. В Древней Греции, например, воспитанием детей занимался раб. Отсюда появились предпосылки для формирования профессии домашнего воспитателя. В современном обществе для воспитательной и образовательной деятельности подрастающего поколения существуют государственные и частные дошкольные учреждения. Следовательно, возникает необходимость в квалифицированных кадрах. Таких специалистов именуют воспитателями. Работа воспитателя – это ответственное занятие, поэтому специалист должен применять в своей деятельности знание законов и постановлений по вопросам образования, педагогики, психологии и гигиены.

Воспитатель детского сада по нынешним временам – профессия не из престижных. Заработная плата педагогов дошкольного образования очень мала. В итоге, работать в детский сад идут только те, кто действительно предан своему делу, кто любит детей.

К. Д. Ушинский писал: “Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас”.

Искусство быть педагогом в детском саду так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств, воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в трудную минуту.

В детстве я никогда не мечтала быть воспитателем. Моя старшая сестра училась в педагогическом институте, и я, наблюдая за ней, видела сколько труда, усилия и желания необходимо для работы педагога. Высшее образование я получила как инженер-технолог. Но влечение и желание работать на химическом предприятии исчезло уже на преддипломной практике. Не было ощущения полезности выполняемой мною работы, значимости для кого-то. Ведь характер любой работы может быть различен, но главные ее цели – это обеспечение материального достатка человека и общественная полезность. Как оказалось для меня, общественная полезность играет особую роль. Я не могу смотреть «закрытыми глазами» на безразличие и бездействие других людей, которые выполняют вместе со мной общее дело. Быть нужным кому-то даёт такие силы, что хочется «свернуть горы», делать всё, чтобы другим было хорошо и радовало меня. Так я поняла, что мне необходимо такое интересное занятие, которое доставляло бы удовольствие, радость; занятие, которое было бы мне «по душе». И я его нашла, остановив свой выбор на профессии воспитателя детского сада.

В современном обществе происходят большие перемены, меняются ориентиры. Затронули эти изменения и систему дошкольного образования. Работа дошкольных образовательных учреждений строится на использовании новых учебных планов, вариативных программ. Повышаются требования и к воспитателям. Современному обществу требуется уже не специалист-исполнитель, а специалист-исследователь, инициативный, творческий, широко образованный. Работать «в ногу со временем», развиваться, как творческая всесторонне-развитая личность, мне помогают мои увлечения.

Гиппократ считал, что «устремление ума к чему-либо приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни».

Играть, творить и познавать — вот мои увлечения.

В детстве каждый ребёнок любит играть: в игрушки, с друзьями, перевоплощаться в различные роли, жить жизнью героев. Когда человек взрослеет, игрушки уходят на последний план, их заменяют житейские трудности и обязанности. А как хочется вернуться в детство! Будучи взрослой, я мечтаю, чтобы близкие мне люди не забывали счастливые минуты детства. Любой праздник в нашей семье – особый, так как к каждому я разрабатываю сценарий (придумываю героев, конкурсы, подвижные игры). Родственникам и друзьям всегда интересно у нас. Это увлечение – умение играть, перевоплощаться в различных героев, организовать людей – очень помогает мне в работе. Очень трудно привлечь внимание детей раннего возраста, которые так привязаны к своим родителям, а запоёшь какую-нибудь песенку, да ещё движения добавишь, появляется радость на их лицах. Так дети хорошо привыкают к детскому саду, родители довольны, и мне спокойно. Какой утренник в детском саду проходит без участия воспитателя? На праздниках воспитатель и ведущий, и герой, и, отчасти, музыкальный руководитель. Здесь и проявляются мои творческие и организаторские способности.

И ещё об одном моём увлечении. Желание рисовать появилось у меня в детстве. В нашей большой семье (я четвёртый ребёнок в ней), возможно, у родителей не было времени обратить внимания на мои увлечения, а я рисовала везде: в альбомах, в тетрадях, на асфальте. Работая в детском саду, стала обращать внимание, что детям интересно, как я показываю, учу их рисовать. У меня возникла идея — организовать кружок. Пока детки были маленькие, кружок я проводила совместно с родителями. Такой вид совместного творчества очень сблизил меня с детьми и их родителями, помог мне лучше разобраться в личностных особенностях каждого ребёнка, что в дальнейшем пригодилось в работе. Дети подрастают, но желание рисовать, лепить и творить у них только возрастает. Разрабатывая перспективный план кружка на каждый год, я стараюсь, чтобы любое занятие было интересно и познавательно для детей; ставлю себя на место ребёнка и проигрываю возможные варианты. В.Ф. Одоевский считал, что «нужно быть самому и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребенка». И я с ним полностью согласна.

Увлечение познавать идёт со мной по жизни. И хотя у меня нет педагогического образования, есть большой педагогический стаж. Я занимаюсь самообразованием. Мне нравится познавать, узнавать что-то новое, находить полезное для моей работы. В детский сад приходят молодые специалисты без опыта работы, для них я провожу консультации, делюсь наработками и своим опытом, помогаю рационально расставить предметно-развивающую среду в группе.

Л.Н. Толстой писал: «Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети». А ведь Л.Н. Толстой прав. Дети очень помогают воспитателю в работе. Возьмите, например, расположение игрушек в группе. Как их поставить, чтобы детям было удобно? Понаблюдай за ними! И всё поймёте! Дети копируют поведение взрослых. В их самостоятельной деятельности можно увидеть свои ошибки. Воспитатель всегда должен контролировать свою речь и движения. Так дети стимулируют мою познавательную активность.

Что помогает мне быть современным, инициативным, творческим воспитателем? Умение сопереживать, сочувствовать, разделять беды и радости своих воспитанников, отзываться сердцем на их шалости; умение быть немножко ребёнком; творчество, трудолюбие и любовь к детям.

Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, мне приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых добрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей.

Для меня профессия воспитателя детского сада – самая главная в мире профессия. Что может быть трепетнее ощущения обнявших тебя детских ручонок, доверчиво склоненной головки на твоем плече? Я прикасаюсь к огромному миру добра, вхожу в этот мир. И в этом помогают мои увлечения.