Традиции и инновации

0

  Учитель-логопед – путешествие в страну «Правильной речи». «Заговори, чтобы я тебя увидел…..» Сократ

Это высказывание великого философа является моим профессиональным кредо не случайно. В нём скрыт потаённый и важный смысл значимости речи как основного критерия оценки всей личности человека в целом: его социального статуса, интеллекта, жизненных и духовных ценностей. Наша речь – это своеобразная лакмусовая бумага коммуникативных отношений человека и общества. Вот какая важная стоит задача перед учителем – логопедом – быть наставником, другом, проводником в эту удивительную страну детского словотворчества.

Профессия учитель-логопед стала моим призванием не сразу. Более 20 лет назад, после окончания дефектологического факультета ЛГПИ им. А.И. Герцена, мечтала о дальнейшей учёбе в аспирантуре, научной, преподавательской деятельности. Но желание узнать о профессии «изнутри», почувствовать все её грани оказалось выше. Дошкольная логопедия увлекла меня и продолжает это увлекательное «действо» до сих пор. Это нескончаемый мир творчества, самопознания, самообразования. А какое чувство профессионального удовлетворения ты испытываешь, когда вместе с малышом ты проходишь сложную дорогу от первого неуверенного раскатистого Р-Р-Р до стихотворных декламаций на утренниках….. А мои «молчуны». Как приятно осознавать, что ты являешься непосредственным участником этого сложного, кропотливого труда превращения взглядов, жестов, мимики, в слова, фразы, предложения.

За время моей работы, я сделала весомое наблюдение: эта профессия очень специфична. Результативность твоего труда зависит не только от твоих профессиональных, творческих способностей, возможностей, но и от многих других факторов. Это и психологические, личностные, интеллектуальные особенности ребёнка, и заинтересованность его родителей в успехе, их активное участие в коррекционно-педагогическом процессе. Я сторонник неожиданных, нетрадиционных форм работы с родителями: семинары-практикумы: «Умка», мастерская по изготовлению пособий «Винтик-Шпунтик», консультации «Лингвистёнок», родительские собрания с показом разнообразных форм работы с детьми «Логознайка», и т.д. Это модель партнёрства, основанная на взаимном доверии и ответственности сторон.

На эффективность результатов работы логопеда влияет и грамотно организованная предметно – развивающая среда, эффективное сотрудничество с воспитателями-единомышленниками. Мы с коллегами осуществляли инновационную деятельность по теме: «Интегрированный подход в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР». Разработали перспективно-тематический план, авторские конспекты непосредственно-образовательной деятельности. Как интересно было наблюдать за тем, как малыши на материале собственной продуктивной деятельности быстрее запоминали нужный материал, активнее включались в коммуникативную деятельность.

Не могу не сказать о важности темы, которую я изучаю и внедряю в свою работу много лет. Это профилактика нарушений письма в школе у детей с речевыми нарушениями. Моя задача дать этим детям равные стартовые возможности для успешного школьного обучения. И, как бы, не менялись требования ФГОС, эта проблема будет актуальна для данного контингента детей всегда.

Сейчас особенно остро встал вопрос сетевого и межведомственного взаимодействия учителя – логопеда с другими специалистами. Необходимость в этом продиктована временем: процессы интеграции и инклюзии прочно входят и в нашу профессиональную жизнь. Динамично развиваются медицинские инновационные технологии, помогающие в работе учителя-логопеда: индивидуальные ортодонтические тренеры, кохлеарная имплантация, цифровые слуховые аппараты, и т.д.

Уверенно занимают свою нишу в педагогическом пространстве и информационные компьютерные технологии. Прогрессивный учитель-логопед просто обязан знать и применять в своей работе компьютерные логопедические игры, обучающие программы, создавать авторские презентации. Конечно, делать это нужно разумно и с учётом требований СанПиН. Современным детям очень нравятся подобные игры, а главное они активно формируют мотивацию познания и готовят личность «информационного общества». Сейчас, я с удовольствием постигаю эту науку и стараюсь не отставать от своих более молодых коллег.

В последние годы в группы компенсирующей направленности приходят малыши с разнообразными, и, к сожалению, многочисленными особенностями. Задача учителя-логопеда найти к каждому ребёнку свой подход, создать для него индивидуальный маршрут развития, организовать грамотную коррекционную работу, с учётом структуры его дефекта.

Вот тут и понимаешь значимость нашей профессии, её многоплановость: ты и учитель-логопед, и дефектолог, и сурдопедагог, и психолог, и логоритмист, и «режиссёр-постановщик» логопедических развлечений и т.д. Это держит тебя в высоком профессиональном тонусе, не даёт «плыть по течению», диктует необходимость постоянного повышения деловой квалификации, изучения периодики, овладения современными электронными средствами обучения, грамотного сочетания традиционных программ и методик и инновационных технологий.

Мечта заниматься научной деятельностью так же находит своё воплощение в моей работе. Это участие в научно-практических конференциях разных уровней, опубликование статей в сборниках и материалах конференций, выступления в рамках курсов повышения квалификации, участие в работе ТПМПК ВО № 1. Это посещение обучающих семинаров (по технологии «Бос-Здоровье», по программе ЯСМ «Я слышу мир!»).

Про нас, логопедов, в педагогическом сообществе бытует мнение, что мы чрезмерно амбициозны, эмоционально и психологически лабильны. Я уверена – это не издержки профессии, это наши педагогические достоинства, которые помогают нам слышать наших детей, сотрудничать с ними, понимать их мир, быть требовательными к себе и окружающим, профессионально расти, добиваться результатов и продолжать путешествие с новыми воспитанниками в эту удивительную страну «Правильной речи».