Традиции и инновации

0

 

Детский сад и его воспитатели в жизни нашей всегда много значили. Это факт! Что меняется, вновь повторяется и «на круги своя возвращается»? Где традиции, где инновации? Поразмышляем… Итак…

Вот важнейшей из многих традиций ежедневный нам мнится обряд:

«Ранним утром мы торопимся

На работу в детский сад,

Где на целый день родители

Доверяют нам ребят».

Если доверяют своего ребёнка, что самое важное в жизни у каждого человека, то какую же меру ответственности должны ощущать на своих плечах воспитатели детского сада? Огромную!

И по традиции трудятся в детских садах люди, которые возлагают на себя ответственность за чужих детей.

Сначала чужих… Постепенно они становятся своими…

Ведь не зря говорил В.А.Сухомлинский: «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце».

И не надо клясться в любви к детям… Любовь – чувство глубоко личное, интимное. Оно проявляется в заботе, уважении и, наконец, в интересе к ребёнку, его миру.

И очень важно твёрдо знать и крепко помнить слова К.Д.Ушинского: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы».

Труд дошкольных педагогов всегда базировался на этом понимании.

И вводимая ныне программа «От рождения до школы», инновационный документ, так же признаёт самоценность дошкольного периода детства, выдвигает на первый план развивающую функцию образования. Выполнение программы обеспечивает становление личности ребёнка и ориентирует педагогов на учёт индивидуальных особенностей воспитанников.

Так ведь это трактовалось и в предшествующей программе.

Впрочем, создаётся впечатление, что основная инновация программы – просто иной подход к формулировкам уже существующих понятий, перегруппировка и обобщение существовавших ранее программ, в том числе и коррекционных.

В последние годы программ этих рождалось как грибов после дождя. С каждым выпуском детей перестраивались на новую форму написания планов, новую форму отчётов. Только есть ли от этого практическая польза? Для детей?..

Конечно, жизнь идёт. Учиться необходимо постоянно: «Век живи – век учись!»

Но… чему учиться? Для чего? Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, самостоятельно принимать решения, активно действовать. Для развития этих способностей у детей должны быть условия.

И вот Министерство образования и науки Российской Федерации издаёт в 2011 году приказ №2151 «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» – ФГТ.

Требования скрупулезно расписаны, логически обоснованы. Такие требования для всех педагогов с самого начала их профессиональной деятельности являются мечтой, но … трудно достижимой.

И это всё те же традиции… Или инновации? Особенного разочарования достигаешь, когда доходишь до разделов «Требования к материально-техническому обеспечению…» и «Требования к учебно-материальному обеспечению…»

И не потому, что требования завышены, нет… Мне бы и ещё требований добавили. Но к кому они обращены? Кто их обеспечивать будет?

На практике за предметно-развивающую среду в каждой группе традиционно отвечают воспитатели этой группы. Только ранее это было «на уровне самодеятельности» – шили, вязали, выпиливали, выжигали, клеили, … всю наглядность, игры, интерьер. В современных условиях, когда почти всё есть в продаже или можно заказать, причём, очень неплохого качества, другие трудности: надо отыскать то, что нужно, и убедить родителей вложить свои средства.

А почему бы не освободить педагогов от этой повинности, организации предметно-развивающей среды, и почему бы не переложить данную обязанность на квалифицированных специалистов: менеджера и дизайнера, которые, как показывает жизнь, должны быть в детских учреждениях? Они были бы в курсе ФГТ и отвечали бы за выполнение закона профессионально, а не как воспитатели в форме общественной нагрузки. Вот и перейдёт традиция в инновацию. И детям будет польза – больше времени останется для продуктивного общения со своими воспитателями. И воспитатели в личное время могут заняться другими делами, а не организацией предметно-развивающей среды.

Интернет пестрит откровениями, в которых коллеги гордятся, что вынуждены всё уметь и ощущать себя во многих ипостасях: «и швец, и жнец, и на дуде игрец…»

Но ведь это от безысходности, и такая необходимость вызывает больше горечь и усмешку, чем радостные чувства.

С другой стороны, скучать некогда, успевай поворачиваться: «ни вздохнуть, ни охнуть». А педагог должен иметь возможность остановиться, подумать, поразмышлять, и не обязательно по ночам…

И ещё удивляет другой момент, тоже традиционный.

Воспитание в детском саду предполагает взаимодействие педагога с детьми; совместную деятельность, сотрудничество. Во взаимодействии участвует и воспитатель, и воспитанник.

Отношение к детям продумано, обусловлено заботой о его здоровье, развитии, эмоциональном благополучии и т.д. И это замечательно!

А вот нагрузки на воспитателя неразумны. Не ощущается как-то особой заботы о том, чтобы люди не работали на износ. А ведь такое отношение является причиной неэффективности педагогического процесса.

Зарплату чуть добавили, а работать приходится, опять же традиционно, часто без няни; за дизайнера, менеджера и т.д.; перегружены бумажной работой.

Но педагоги – люди традиционно дисциплинированные. Они везут и везут свой воз. Радуются, когда получаются интересные занятия. Радуются, когда дети справляются успешно с новыми для них заданиями. Радуются детским улыбкам, их хорошим поступкам, их добрым делам и словам.

И верят дошкольные педагоги, что останутся хорошие традиции, будут умные инновации, полезные детям и педагогам, что всё будет хорошо!

Ведь говорил же А.Блок: «Всё, что человек хочет, непременно сбудется. А если не сбудется, то и желания не было. А если сбудется, но не то – разочарование только кажущееся: сбылось именно то».