Рассуждения о традициях и инновациях

0

 

У каждого человека в жизни есть своё предназначение. Я уверена, что все люди выбирают своё дело, определяют свой жизненный путь, исходя из своих мыслей, интересов, ценностей. Поэтому, когда приходит время выбирать свою профессию, прежде всего ты начинаешь прислушиваться к себе, к своему сердцу, своей душе. И если в этот важный момент тебе удаётся правильно понять то, что подсказывает тебе душа, то, несомненно, можно быть уверенным в правильности своего выбора. Ведь ты выбрал профессию по душе! А это, по-моему, очень важно!.. Я с детства мечтала стать педагогом. Ещё будучи ребёнком, меня всегда привлекали игры «в школу» и «в детский сад» и очень радовала возможность изредка побыть в роли учителя или воспитателя. Поэтому, когда пришло время выбирать свою профессию, я, не задумываясь, остановилась на специальности учителя начальных классов… Но, спустя определённое время, судьба привела меня в детский сад. И с этого момента изменилась моя жизнь, она наполнилась необыкновенными эмоциями и впечатлениями, которые теперь являются для меня жизненно необходимыми! А чудодейственным источником таких эмоций для меня стали мои любимые дошколята! Я люблю их за их непосредственность и индивидуальность, за открытость и не испорченность, за их вечный оптимизм и умение радоваться и улыбаться без особых причин, за их нежность и преданность, за всё то, чем их волшебный мир так отличается от мира взрослых!.. Сейчас мы стоим на пороге больших изменений. Полностью меняется система дошкольного образования и мне бы хотелось немного порассуждать на эту тему.

Наша жизнь не стоит на месте. Она меняется каждую секунду, каждый миг. То, что было важно, значимо и актуально вчера, сегодня, с учётом влияния современности, нам кажется уже не столь интересным. И это вчерашнее имеет место быть, только, если мы изменим его, трансформируем во что-то новое, подходящее для мира, в котором мы живём сейчас. К тому же, не может быть счастливого будущего без учёта опыта прошлого. По-моему, эти мысли с точностью отражают сущность современного дошкольного образования, а именно: необходимость развития нового, инновационного детского сада с опорой на сложившиеся, проверенные годами традиции прошлого.

Несомненно, традиции дошкольного образования складывались веками. Но, в настоящее время, в период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений и ценностей, естественно, существенные изменения претерпевает и система дошкольного образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образование. И это является неизбежным и необходимым фактором развития современного общества. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребёнок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад, и не потому, что изменилась природа самого ребёнка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду. Социальные изменения, несомненно, повлекли за собой изменения психологические. В настоящее время педагоги дошкольных учреждений «нарисовали» такой портрет современного ребёнка: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощённый, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором. На основании этого, по-моему, становится очевидным то, что современные дети не могут развиваться по старым догмам и традициям. Ребёнку сегодняшнего дня непонятно и неинтересно впитывать в себя готовые знания, предлагаемые педагогом. Также, неактуальным для современных детей становится и содержание образовательных программ. Необходимы новшества, которые будут отвечать их эволюции и эволюции окружающего мира в целом.

Таким образом, в настоящее время, мы, педагоги, ставим перед собой цель – повысить эффективность образования с помощью введения нового в педагогическую деятельность, изменений в содержании и технологиях обучения.

Несомненно, фундаментом для возникновения новых идей в педагогике, являются те традиции, которые представляют собой интерес в современных условиях.

Я считаю, в современной жизни, где господствует технический прогресс, когда живое общение между людьми отходит на второй план, всюду властвуют машины и механизмы, просто необходимо сохранить те традиции дошкольного образования, которые направлены на формирование общечеловеческих ценностей и нравственных норм. Ведь невозможно воспитать всесторонне развитую личность, игнорируя, забывая такие понятия, как доброта, отзывчивость, честность, порядочность, патриотизм, любовь ко всему живому и другие. На формирование в детях таких качеств нацеливала нас ещё народная педагогика! По-моему, именно эти традиции мы должны сохранить в своей работе, опираться на них, постоянно о них помнить! Так как ни для кого не секрет как современное общество, в частности подрастающее поколение, истощено в плане нравственности и моральных принципов. И именно в наших силах возродить их, напомнить обществу о них! Естественно, как я уже отмечала выше, современность требует от нас – педагогов новшеств в подходах и методах. Невозможно воспитывать детей сегодняшнего дня с помощью старых технологий. Они нас просто не поймут! Поэтому, в настоящее время задача педагогов стремиться жить и работать в соответствии со стремительным темпом развития общества, идти с ним в ногу. А это возможно только при условии внедрения в систему педагогического образования дошкольников инноваций, которые будут способствовать их интенсивному развитию. Но, обязательным условием успешности педагогического процесса, по моему мнению, является синтез традиций прошлого и современных инноваций! Только в этом случае, мне кажется, нашей работе обеспечен успех!

В соответствии с этим, хотелось бы остановиться на тех изменениях, которые происходят сейчас. Мы понимаем, что в настоящее время меняется не только система дошкольного образования, а вся система образования в целом. Очевидно и то, что от повышения качества дошкольного образования будет, несомненно, зависеть качество и эффективность всех последующих ступеней образовательной лестницы. Поэтому, я считаю, стремление к повышению эффективности дошкольного образования – наиглавнейшая задача педагогов. В связи с этим, сегодня в нашей сфере происходит интенсивное внедрение новых идей и технологий, создаются, распространяются и осваиваются новшества, благодаря чему и происходит развитие образовательной системы. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, которые ориентированы на личность ребёнка, на развитие его способностей, на запросы его семьи. Несомненно, если мы стремимся к повышению эффективности дошкольного образования, к тому, чтобы достичь качественно более высоких результатов, то эти перемены – необходимый наш шаг!

Естественно, всё новое пробивает себе дорогу с большим трудом! Так и инновационное развитие встречается сейчас с рядом трудностей. Очевидно то, что для нас, педагогов, увеличилась сложность труда, расширился круг должностных обязанностей, да и следует сказать о недостаточном ресурсном обеспечении для внедрения инноваций. Со стороны детей часто можно наблюдать учебную перегрузку.

Но, думаю, не следует забывать и о позитивных факторах, которым способствует инновационное развитие. Естественно, для нас, педагогов, огромное значение имеет рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность. Честно скажу, это нас окрыляет, придаёт уверенность в своих силах, желание действовать и вершить! Ну, а для детей главным положительным моментом внедрения инноваций является повышение качества обученности. А это, по-моему, главное, к чему мы сегодня стремимся!

В заключение хочется сказать о том, что не надо в жизни бояться перемен! Невозможно, не меняясь, прожить жизнь! К изменениям, переменам, внедрению нового призывает нас мир, окружающая действительность. И если мы хотим идти в ногу со временем, понимать настоящее, быть готовыми к будущему, то надо принимать новизну с радостью и позитивом! И, конечно, в успехе наших начинаний можно не сомневаться, если мы не будем забывать о традициях прошлого, которые будут прочным фундаментом для возведения нового!