Детский сад и семья

0

 

«И откуда только у них берутся силы?», – Как часто задают этот вопрос родители, с улыбкой глядя на резвящихся детей!» Действительно с момента пробуждения ребёнок совершает хаотичные, безостановочные, однообразные движения. Когда ребенок подрастает, его движения становятся более координированными, но также остаются безостановочными: он ползает, ходит, бегает… Он путешествует из комнаты в комнату, от препятствия к препятствию, от неизведанного к неизведанному. Заползти под кровать, под стол, залезть за диван, опрокинуть что-нибудь…Это нормально для детей раннего и дошкольного возраста. Что можно предложить родителям? Терпение и спокойствие, и физические упражнения с детьми. Именно этим опытом я хочу поделиться, опытом работы с детьми и их родителями на базе группы кратковременного пребывания «Вместе с мамой».

Хочется немножечко изложить мысль о сложности работы с детьми раннего возраста, в силу их особенностей развития, и о важности влияния средств физического воспитания на растущий организм:

Ранний возраст – особенно важный и ответственный этап развития человека. Именно в этом возрасте наиболее интенсивно происходит перестройка функционирования многих систем организма. В этот возрастной период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, интерес к окружающему миру, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность действий и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Их становление требует участия взрослого и определенных педагогических воздействий. И получить их в семье ребенок может далеко не всегда. В этой связи воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях, где с ними занимаются квалифицированные педагоги, можно считать оправданным и целесообразным. Но, многие родители с тревогой ожидают момента поступления в детский сад. Они переживают за то, как ребенок перенесет стрессовую ситуацию: отрыв от родителей, чужие люди в незнакомом помещении, новые требования, предъявляемые малышу. Чтобы ребенок легче перенес период адаптации, в нашем детском саду создана группа кратковременного пребывания «Вместе с мамой», модель которой рассчитана на совместную работу детей и родителей. Наша задача – помочь родителям «встать» на уровень ребенка и вместе с ним выполнять игровые поручения: вместе ползать, преодолевать препятствия, танцевать, разучивать потешки; учить взаимодействовать с ребенком и получать от этого большое удовольствие и удовлетворенность. На физкультурные занятия предлагаем приходить и детям и родителям в удобной спортивной одежде, которая не будет стеснять их движения во время занятия или самостоятельной деятельности.

Особое место в проблеме физического воспитания занимает ребенок в возрасте до 3 лет по некоторым причинам

1) Движения – это органическая потребность ребенка и чем младше ребенок, тем труднее, вследствие морфофункциональных особенностей центральной нервной системы, подавлять эту потребность. Дети раннего возраста испытывают потребность в движениях – радуются любой возможности попрыгать или побегать. Физические упражнения не только способствуют развитию ребенка, но и отвечают естественной потребности. Задача родителей и педагогов детского сада состоит в том, чтобы обеспечить при воспитании ребенка достаточную двигательную деятельность.

2) Морфофункциональная незрелость нервно-мышечного аппарата ребенка – это вторая особенность. Мышечная система детей раннего возраста отличается от мышечной системы старших дошкольников количеством и объемом мышечного волокна, наличием сухожильного компонента. Для мышечной системы характерна низкая выносливость, особенно к статическим нагрузкам, преобладание тонуса сгибателей.

Специальные физкультурные занятия «Вместе с мамой» в значительной степени способствуют морфологическому и функциональному созреванию. К этому положению необходимо добавить следующее высказывание академика Аривнина И.И.: «Путь избавления от сердечно-сосудистых заболеваний представляется в воспитании микронасосной системы, находящейся в скелетных мышцах. Скелетные мышцы, которые слабо и редко сокращаются, становятся иждивенцами сердца. Источники сердечно-сосудистых заболеваний берут свое начало с самого раннего возраста и проявляются в недоразвитии периферических помощников сердца».

Эти данные еще раз указывают на необходимость качественных воздействий на мышцы ребенка раннего возраста. Только конкретные воздействия на определенные мышечные группы обеспечат им трофический эффект и будут способствовать развитию таких физических качеств как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, которые положены в основу долголетия и качества жизни человека.

3) Это положение связано с третьей особенностью раннего возраста: трудность, практически невозможность выполнения точного движения по слову или по показу взрослого. Именно в этом возрасте малыш еще учиться управлять своим телом, овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки. Задача родителей и педагога, помочь ему в этом. Ему все интересно, он везде хочет залезть, но поскольку он еще учиться управлять своим телом, движения его еще некоординированные, его нужно оберегать от опасностей: где поддержать, где-то – дать руку, а где-то – он уже справляется сам, но мама все равно должна быть рядом, чтобы в нужный момент подстраховать своего ребенка. Для закрепления точного двигательного навыка ребенку необходимо множество повторений. Поэтому при планировании физкультурно-оздоровительной работы мы это обязательно учитываем. Весь ранний возраст уходит на обучение движениям и только в дошкольном возрасте ребенок способен, после определенных повторений, воспроизводить движения по слову взрослого, т.е. начинается конкретное качественное воздействие на мышцы, когда уже упущено много времени, и часто, уже после 3 лет необходима корригирующая гимнастика.

Именно поэтому, ранний возраст не только важный и ответственный этап в развитии человека, но еще и очень трудный период в воспитании и обучении. К ребенку раннего возраста не применимы те приемы воспитания и обучения, которые методика рекомендует относительно дошкольников. Объяснения, инструкции и указания взрослого не действуют, поэтому фронтальные занятия не достигают своей цели. Малыши не умеют слушать, принимать и выполнять задания взрослого. Словом, детям раннего возраста необходим особый подход, который должен отвечать их потребностям и возможностям и способствовать полноценному развитию. Поскольку у детей раннего возраста существует потребность в движении, то задача взрослых дать возможность удовлетворить эти потребности, создавая и используя двигательную среду, и тем самым способствовать к полноценному развитию.

Родитель – активный участник педагогического процесса.

Каждый ребенок группы кратковременного пребывания посещает занятия с родителем, и это обстоятельство дает нам возможность использовать физкультурно-игровую среду, включающую в себя разнообразное современное оборудование. В этой среде организуется педагогом деятельность ребенка под контролем и взаимодействии с родителем. В группе кратковременного пребывания созданы все условия для полноценного развития ребенка, что предполагает, с одной стороны, его разностороннее развитие, а с другой – эмоциональное благополучие в детском учреждении. Развитие ребенка происходит только тогда, когда ребенок сам, по собственному желанию, а значит с удовольствием и интересом что-то делает. Поэтому эмоциональное благополучие и полноценное развитие предполагают друг друга. Для эмоционального благополучия, т.е., для того, чтобы ребенок был весел и счастлив, требуются забавы, развлечения, удовольствия, которые приносят ребенку радость. Родитель, присутствующий на занятиях с ребенком, должен стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка, помешает его творческой активности и самостоятельности, и потому лишь беспомощно взирают на то, как малыш делает все, что заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, практически не предоставляя ему самостоятельности. Недостатки подобных крайностей очевидны. Здесь на помощь родителям должен прийти педагог. Занятия группы кратковременного пребывания «Вместе с мамой» – это семинары практикумы для родителей. Родитель учиться общаться и взаимодействовать со своим ребенком. Педагог обучает ребенка через взаимодействие с его родителем. Он не допускает, чтобы указания родителя выходили за рамки здравого смысла, учитывались потребности в безопасности детей, независимости и творческой активности. Поощрение взрослого приобретает роль стимула для развития действий ребенка. Доброжелательность, обращение к ребенку по имени, констатация его действий, сопровождаемая похвалой, будут способствовать тому, что действие повторялось все чаще и интенсивнее.

Чтобы пробудить интерес у детей к физкультурным занятиям, рекомендуется проводить их в игровой форме, воображаемой ситуации, при этом, во-первых, не ограничивая стремления к творческому самовыражению в двигательной активности; во-вторых, интегрируя занятия, включая музыкальное оформление и театрализованную деятельность. Игровая деятельность ребенка осуществляется не через руководство, а совместно с взрослым. Главное условие – эмоциональная вовлеченность в действия взрослого. Дети принимают и усваивают игровые действия только в том случае, если взрослый активно выражает свою увлеченность игрой и ребенок «заражается» этой увлеченностью.