Детский сад и семья

0

   

Я работаю воспитателем детского сада шестой год. Общий педагогический стаж 25 лет. Первые годы отработаны учителем начальных классов. Что привело меня в эту профессию? – Любовь к детям.

Считаю, что путь к воспитанию ребенка лежит через любовь. Любовь воспитателя, как профессионала к своим воспитанникам – это изучение их потребностей, стремление создать обстановку для комфорта и для развития способностей.

Ребенок находится в зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому взаимодействие детского сада и семьи является главной задачей для полноценного развития ребенка.

Идея взаимодействия семьи и д/сада нашла свое отражение и в нормативных документах. Это и семейный кодекс: «Концепция дошкольного образования», закон «Об образовании». В законе «Об Образовании» записано, что родителя являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

Ну, а как же иначе? Каждая семья стремится иметь детей для себя и своего будущего. Какими людьми воспитают своих детей таким, и будет будущее семьи, родителей, а также и всего общества.

Педагог дошкольного учреждения не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

Для того чтобы ребенок быстро и безболезненно мог адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить к поступлению в детский сад. Большинство родителей стремятся правильно воспитывать детей, но не у всех хватает на это знаний и опыта. В одних семьях излишне опекают, не позволяют самостоятельности, исполняют любой каприз.

Есть родители, которые относятся как к взрослым и слишком много требуют. Иногда приходится слышать от родителей при общении с трехлетним ребенком: «Ты чего, как маленький?».

Встречаются и такие родители, которые считают, что основная роль в воспитании детей принадлежит детскому саду, а они могут только оценивать хорошо или плохо работают воспитатели.

Родители не всегда осознают, что приходя в детский сад, ребенок попадает в другие условия, отличающие от семейных.

Если ребенок дома капризничает, упрямится, не слушает, одни родители наказывают, другие прощают, третьи анализируют и пытаются найти решения конфликтов.

В детском саду индивидуальный подход осуществляется знанием психических и физических особенностей, с учетом эмоционального настроя, состояния здоровья. Воспитатель согласует свои действия с программными задачами воспитания и развития малыша. Для того чтобы ребенок мог общаться с окружающими взрослыми и детьми он должен иметь речевую подготовку, игровые умения.

В работе с родителями нужно заботиться об уровне их знаний, о помощи им в самообразовании, а также помогать родителям, которые испытывают затруднения в воспитании. Воспитатели и родители должны постоянно сотрудничать и находиться в «соавторстве».

Заглянем в «Семейный кодекс» статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образования детей.

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитании своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Таким образом, различная практическая деятельность детей дошкольного возраста (которой руководят мамы и папы, бабушки и дедушки), упражнения в правильном поведении – ценнейшие средства воспитания.

Рассмотрим типы семей и поговорим о проблемах.

Семьи, на первый взгляд вполне благополучны: родители заботятся о детях: об их умственном и физическом развитии, дети вовремя накормлены, хорошо одеты. Но отношения в семье напряженные, между родителями постоянные конфликты. От посторонних глаз это может быть скрыто, но ребенок изо дня в день живет в этой обстановке, что травмирует его психику.

Или родители постоянно заняты приобретение вещей или устройством личной жизни. Воспитанием в таких семьях никто не занимается. Интересы и потребности ребенка не принимаются во внимание. Дети и родители как бы изолированы. Родители не создают условий для детских игр и занятий, отсутствует совместный досуг, занятия спортом, чтение книг. Существуют проблемные семьи, где к ребенку нет никаких требований, удовлетворяются все капризы. В такой семье вырастают эгоисты, высокомерные, не уважающие окружающих. Вырастает человек, который не желает ни с кем считаться, даже с родителями.

Типичной проблемой является алкоголизм: конфликты между родителями, отсутствие заботы о духовном развитии, да и о материальном обеспечении тоже.

Проблемы возникают в семье с разводом родителей. Дети упрямы. Замкнуты, слезливы. Обследования показывают, что 50% трудных детей из таких семей.

Показателем семейного благополучия являются сами дети: их поведение в детском саду, интересы, характер общения со взрослыми и детьми, усвоение программы. Все отклонения от нормы служат для воспитателя сигналом, что в семье могут быть неблагоприятные условия, что родители требуют особого внимания.

Свое повествование я начала с любви к детям. Вот и любовь родителей имеет огромное значение в воспитание своих детей. Задача педагога: выяснить педагогические возможности родителей, помочь им осознать необходимость целенаправленного воспитания ребенка совместными усилиями. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.

Приведу некоторые направления взаимодействия с семьей.

1. Определение трудностей, которые испытывают родители при воспитании детей.

2. Просвещение родителей в их правах и обязанностях.

3. Изучение потребностей в образовательных областях, области педагогики и психологии.

Значимым считаю вовлекать родителей в жизнь детского сада. А для этого использовать различные формы работы: лекции, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, творческие группы, родительские собрания, консультации, наглядная агитация, соревнования, кружки, газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия, праздники.

Трудная задача для педагога увлечь родителей, но продуктивная. Большинство родителей отзывчивые и понимающие. С таким азартом они участвуют в конкурсах рядом со своим малышом! А ребенок с восхищением смотрит на маму и папу и так стремительно рвется к победе. Вот оно семейное счастье, вот она семейная любовь.

И мне как воспитателю хочется сказать всем родителям «Ребята, давайте жить дружно!»