Детский сад и семья

0

 

Детский сад и семья. Семья и детский сад. Что же связывает эти два настолько разных понятия? Как они сотрудничают между собой? С какой целью? И сотрудничают ли вообще? Попробуем разобраться…

С первых дней жизни каждого из нас окружает мир людей, природы, вещей. От того, какие люди и какая обстановка созданы на первоначальных ступенях жизни, зависит процесс дальнейшей социализации в обществе.

Впервые, придя в детский сад, я ощутила знакомый запах утренней каши, и воспоминания о детстве нахлынули на меня, как когда-то и я ходила в детский сад, будучи ещё совсем ребенком. Как не хотелось вставать по утрам и идти туда, где время рассчитано по минутам, где нет мамы и папы, где тебя окружают не знакомые и чужие взрослые и дети. Хотелось бы согласиться с мнением многих психологов и педагогов, считающих, что из всего многообразия окружающего мира для ребенка, особое значение имеет «интимный круг общения», в который входят родители и другие близкие люди. Поэтому, основным институтом социализации ребенка, несомненно, является семья. В семье ребенок развивается, усваивает социальный опыт, нормы поведения, ценности и отношения, принятые в обществе.

Начиная работать в детском саду, я старалась создать для детей условия приближенные к семейному воспитанию. Каким образом? С помощью чего? Конечно же, начинать свою работу необходимо со знакомства с родителями, с особенностями воспитания ребенка в семье, а так же с индивидуальными особенностями каждой семьи, каждого ребенка. Мой дом, моя семья, детский сад – вот начальные ступени в работе с ребенком и его семьей. Дети приносили свои семейные фотографии и рассказывали о своих родных, проводилось анкетирование родителей.

И здесь я столкнулась с такими проблемами, как не понимание, отдаленность, отчуждение и холодность родителей. Почему? Что я делаю не так? В чем причина? Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Как сложно было достучаться до пап и мам! Как нелегко было объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Такие вопросы и такие проблемы стояли передо мной, молодой, только что начинающей свою профессиональную деятельность, девушкой. Считая идеалом воспитания разностороннее воспитание детей, которое осуществляется как в семье, так и в общественных образовательных учреждениях, я приступила к своей работе. На начальных ступенях проводилась ежедневная, кропотливая работа, индивидуально с каждой семьей. Родители, приводя ребенка в детский сад, получали каждодневные рекомендации, забирая детей, были проинформированы обо всех успехах и начинаниях ребенка.

Продолжая работу в данном русле, я стала обращать внимание на то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. С данными родителями стала проводиться просветительская работа в виде наглядной агитации, индивидуальных бесед и консультаций, привлечение к мероприятиям, способствующей совместной деятельности детей и родителей. Постепенно, начатая мною работа, стала приносить плоды, родители лучше узнавали своих детей, стремились к общению с ними, обращались ко мне за помощью, в случае затруднений.

С тех пор прошло не много, не мало, а 9 лет. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия. В Законе РФ «Об образовании» определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Из этого следует, что без тесного сотрудничества и взаимодействия детского сада и семьи, невозможно полноценное, разностороннее воспитание и развитие ребенка.

В своей работе с родителями практикую следующие формы взаимодействия: совместные с детьми мероприятия, нетрадиционные родительские собрания, концерты, праздники семьи, оформление и проведение выставок различных направлений, конкурсы, наглядная информация, подбираемая с учетом индивидуальных требований и заявок. Широко использую индивидуальные формы работы с родителями: беседы, консультации, поручения родителям, лекции, проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом. Эта работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит укреплению эмоциональной и духовной близости детей и родителей. В работе с родителями мною привлекаются специалисты детского сада (медицинские работники, социальный педагог, педагог – психолог, инструктор по физическому воспитанию), родителям даются необходимые рекомендации на основе подобранной педагогической и психологической литературы.

Моя профессия – воспитатель и я горжусь своим выбором профессиональной деятельности. В каком бы настроении я не проснулась, какие бы жизненные невзгоды и печали не вторгались в мою жизнь, приветливые улыбки, застенчивые взгляды, забавные фразы, как детей, так и их родителей, заставляют верить в то, что я не одна, что я необходима.

Дети – это наше счастье, это радость нашей жизни! Каждое мгновение, каждый день, проведенный в детском саду, наполняет мою жизнь смыслом, заставляет выполнять различного рода задания, искать пути выхода из, казалось бы, невыполнимых ситуаций. Возвращаясь домой после рабочего дня, я думаю о своих детках, об их проблемах и проблемах их семей, каждую радость, каждую неудачу принимая, как свою. Наша группа очень дружная, дети и родители, бабушки, дедушки и прабабушки общаются между собой, делятся новостями и впечатлениями, на родительских собраниях присутствует по два представителя каждого ребенка. Каждое утро начинается с индивидуальных бесед и консультаций, и это радует, и это заряжает оптимизмом и верой в собственные силы на весь день.

Таким образом, подводя итоги вышесказанного, хотелось бы отметить, что главный момент в контексте “семья – дошкольное учреждение” – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.