Первые шаги в профессии – трудности и победы

0

  Мир детства сладостен и тонок, Как флейты плавающей звук. Пока смеется мне ребенок, Я знаю, что не зря живу Твердят друзья: “Есть нивы тише”, Но ни за что не отступлю. Я этих милых ребятишек, Как собственных детей люблю… И каждый день, Как на премьеру. Вхожу в притихший детский сад: Иду сюда не для карьеры – Здесь каждый мне ребенок рад. Быть в гуще детских восприятий… И так на протяженье лет – Судьба моя – я воспитатель! Нет лучшей доли на земле.

Думала ли я что, когда–нибудь стану дошкольным педагогом – психологом, вряд ли. Решение пойти учиться на коррекционного педагога, пришло спонтанно, я прочитала в журнале статью про детей с ограниченными возможностями и поняла, что очень хочу помогать, таким детям развиваться, и адаптироваться в окружающем мире. Из всех предлагаемых коррекционных направлений для дальнейшей работы я выбрала специальную психологию, так как психологическое состояние детей наиболее уязвимо в дошкольном детстве и те травмы, которые были нанесены в этом возрасте, могут нанести значительный вред повзрослевшему человеку. Мне всегда было интересно общаться с людьми и стараться понять источник проблем, с которыми они сталкиваются в жизни. И чем больше я общаюсь, тем больше убеждаюсь, что «как известно все проблемы идут из детства». И тогда, я осознала степень ответственности психолога, которая во многом схожа с профессией врача. Основная заповедь – это клятва Гиппократа «Не навреди». Институтские годы пролетели быстро, и вот я уже молодой специалист стою на пороге коррекционного логопедического детского сада, за плечами красный диплом, огромное количество теоритических знаний и совсем мало практического опыта. Первое время было очень трудно – трудно завладеть детским внимание, влиться в детский коллектив, трудно завоевать авторитет у родителей и коллег (не секрет, что порой молодой специалист не вызывает доверия у родителя, приходящего на консультацию), но не смотря на трудности я старалась подбирать к каждому ребенку к каждому родителю свой подход, свой «ключик». Как говорил В. А. Сухомлинский: «От того, как пройдёт детство, кто будет вести ребёнка за руку в детские годы, что вложат в его разум и сердце – от этого будет зависеть, каким человеком станет сегодняшний малыш». Постепенно все тревоги и неуверенность в своих силах прошли, накапливался опыт и ведения занятий, и налаживания контакта с детьми и родителями. Но не до конца решенной для меня оставалась еще одна проблема. Главное качество педагога – любить всех детей. Но, признаюсь откровенно, сразу полюбить всех своих воспитанников невозможно! Разные они, и чувства вызывали неодинаковые. И тогда я решила заняться самовоспитанием – научиться относиться объективно ко всем детям, независимо от возраста. Для себя я сделала вывод – доброта и милосердие должны быть присуще любому человеку, а тем более педагогу-психологу. Вы знаете, как здорово, когда на твоих глазах злобный «волчонок» превращается в обычного ребенка со своими детскими шалостями и потребностями, как оттаивает его сердечко и когда он бежит тебе навстречу, чтобы обнять тебя! Это просто незабываемо! Позднее, когда я перешла работать в массовый детский сад, мне очень пригодился мой опыт, полученный в работе с детьми с ограниченными возможностями. Я перенесла применяемые мною методы и приемы в работу с нормально развивающимися детьми (они порой значительно повышают эффективность работы), тем более что и в массовых детских садах не редки случаи обучения детей с особыми потребностями. Вообще в целом работа психолога не заметна сразу, результаты ее отсрочены (не так как, например, у логопеда – сразу заметно поставил он звук или нет). Ребенок постепенно накапливает в себе информацию, предоставляемую ему психологом, процесс развития и коррекции достаточно длительный и трудоемкий, как для педагогов и ребенка, так и для родителей. Для этого необходимо грамотно выстроить цепочку взаимоотношений родителей и ребенка, родителей и детского сада, родителей и самого ребёнка, чтобы вся система заиграла как единый оркестр органично и слаженно, и как следствие итогом всей этой замечательной симфонии стал счастливый и здоровый ребенок. Перед всем педагогическим коллективом детского сада, а тем более перед педагогом-психологом стоит первостепенная задача – сделать счастливым ребенка, подарить ему радость детства, чтобы он смог прожить настоящую, полноценную жизнь. А для этого необходимо, чтобы взрослые, которые его окружают, были сами счастливыми. Ведь каждый из нас «ребенок в душе». Взрослым нужно помочь решить их «недетские проблемы» из детства, пережить психологические травмы, которые им были нанесены, когда они сами были детьми. А все это из-за психологической безграмотности нашего общества. Значит, ее необходимо постоянно повышать, объяснять людям, что в основе всего лежит доброта, основанная на любви, вере и надежде, что нужно бережнее относиться к детству, беречь и охранять этот замечательный период в жизни человека. Когда спустя время я встречаю своих воспитанников, и их родителей, и они мне рассказывают о преодолении своих психологических трудностей, понимаешь, что моя коррекционная работа не прошла даром, что вот этот момент отсроченного результата настал! Это самая лучшая награда за мою работу! Сейчас, спустя 5 лет моей непрерывной работы детским психологом, я понимаю, что не зря выбрала свой путь. Я очень люблю свою работу и не зря преодолевала те трудности и преграды, которые вставали на моем профессиональном пути. И сейчас могу с уверенностью сказать оно того стоило и свою работу я не променяю ни на какую другую! Быть педагогом – психологом – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка. И теперь я могу сказать, что моя профессия – это не только безграничное творчество, не только серьезная ответственность, но и трудная, кропотливая работа, требующая больших усилий и затрат. Психолог должен постоянно работать над собой, познавать что-то новое, расширять свой кругозор, ставить перед собой высокие цели, двигаться к ним несмотря ни на что, а достигая, не останавливаться, идти вперед к новым целям. Только тогда он может быть интересен, любим своими воспитанниками и профессионально выполнять свое дело. Найти рецепт профессионального успеха – мечта любого педагога. Но такого рецепта не существует. А составляющие моего рецепта: Доброта, Честь, Искренность, Справедливость, Достоинство, Профессионализм.