Первые шаги в профессии: трудности и победы

0

 

Многие считают, что быть воспитателем достаточно просто: физические нагрузки невелики, да и «дети – цветы жизни». Но так ли это в реальности?

В детстве я мечтала стать учителем, библиотекарем, психологом, художником, актрисой… Довольно разные социальные роли для меня сошлись в одной профессии – профессии воспитателя.

Оказалось, что с детьми можно играть в кукольный театр, при этом – не оканчивая курсы актерского мастерства. Все идет изнутри, пробуждается без особых усилий! Стоит только захотеть и можно окунуться в сказку в собственном исполнении, проиграть ее так, как это чувствуешь, и передать свои эмоции детям. Они это очень ценят!

Думаю, в каждом человеке живет эмоциональный, чувственный характер, его нужно вытащить наружу. Детская группа – отличное поле деятельности в этом плане, коллективные постановки сближают ребят, позволяют всем выразить себя. Я стараюсь сама загореться какой-то идеей, и сразу чувствую, как тянутся к этой идее дети, им это нравится!.. И мы вместе проживаем и познаем что-то новое.

Можно быть педагогом: учить детей и открывать для себя новые интересные стороны жизни. Приятное чувство! С одной стороны, ты – учитель, который многое умеет и делится знаниями, опытом, впечатлениями с теми, кто в этом нуждается (Ведь дети – исследователи и своего рода ученые, они всегда стремятся к новым открытиям.). С другой стороны, ты – такой же ребенок, который находит что-то незнакомое ранее в знакомых, казалось бы, вещах. И чувство радости возникает такое же, как у детей. И появляется желание снова и снова искать интересное, неизведанное, и снова «учиться, учиться и еще раз учиться!»

Можно с упоением рассматривать картины художников, рисовать, лепить, читать, переживать, чувствовать, творить!.. Словом, заниматься разнообразными вещами в радость, познавать, пусть и на детском уровне, те профессии, которые интересны и хотелось бы реализовать в собственной жизни. Каждый мечтает быть творцом, и, создавая с детьми маленькие шедевры, мы воплощаем мечты в реальность.

Как хорошо, если есть отклик в детских душах! Горящие глаза ребенка в ожидании нового, интерес, азарт, искреннее удовольствие от процесса познания – вот главное для меня как воспитателя. Хотя, я думаю, каждому человеку приятно работать не в пустоту, а для будущего. А в профессии воспитателя это очень важно, ведь, как бы это банально не звучало, будущее поколение в наших руках.

Но, к сожалению, не все так приятно и просто. Современных детей уже сложно чем-то удивить, вдохновить, зажечь какой-то идеей. И в этом виноваты мы – взрослые. Телевизор, компьютер, телефон с их яркими, быстро меняющимися картинками заменили им реальную жизнь с ее незаметными детскими радостями. Игрушки-монстры, куклы с неестественными чертами лица постоянно присутствуют в детских рюкзачках. И это страшно! Страшно, что даже в масштабах группы изменить ситуацию достаточно сложно. Ведь это ведет нас всех к деградации общества. Все родители прекрасно понимают, что такие игрушки ни к чему хорошему ребенка не приведут, и, тем не менее, покупают их, идя на поводу у своего чада, рекламы, моды или по собственным соображениям («занять, чтобы не мешал»). Мне бывает достаточно сложно донести до каждого родителя мысль о том, что при этом тормозится логическое мышление, воображение, обыгрывание социальных ролей (порой возникают негативные сюжеты: полицейский не наказывает преступников, а убивает простых людей и прочие). Большая трудность работать с такими детьми и их родителями.

Детская психика похожа на пластилин: чем дольше с ним работаешь, тем мягче он становится. Каждый день к ребенку предъявляются требования, порой противоположные, от родителей, от воспитателей, от сверстников. И конечно, как пластилин превращается в мягкий комок после длительной работы, так и детский организм устает от постоянных психических нагрузок.

В работе воспитателя, я считаю, самое трудное – для каждого ребенка найти момент, когда необходимо остановиться и…дать отдохнуть! Да, да, отдохнуть! Дети в нашем современном обществе устают в детстве! Безусловно, каждому родителю приятно, когда его ребенок-дошкольник умеет читать, считать, писать, прекрасно рисует, ходит на разнообразные секции, знает английский, и, придя в первый класс, будет одним из лучших учеников. Да, собственно говоря, ему сразу можно перейти из начальной в среднюю школу. Он же все знает, зачем терять время?

Я думаю, все это окажется ненужным, если ребенок будет эмоционально и психически истощен нагрузками. В этом вопросе воспитателям и родителям надо быть единомышленниками, чтобы потом не винить друг друга. Необходимо находить время на то, чтобы в спокойной обстановке просто поговорить с ребенком, понять, что его беспокоит, чего он хочет. На знаниях сейчас можно «сэкономить» (потом все нагонит), а вот если упустить момент, когда ребенок устанет от всего, то впоследствии тягу к саморазвитию у него можно и не увидеть.

Недостаток времени – болезнь нашего века! Работа – у родителей, много детей в группе – у воспитателя. И ребенок остается один на один со своими проблемами. Но, думается мне, опытный педагог сердцем чувствует, кому из детей наиболее сложно в данную минуту, кому очень важна поддержка взрослого. Интуиция, опыт и сердце – главные спутники воспитателя по жизни.

Конечно, трудностей в моей работе достаточно много, но, как говорится, «через тернии – к звездам». Не решая проблем, не прийти к победе. Поэтому, искренне надеюсь, что чем больше сложностей, тем больше моих будущих побед! Главное – оставаться верным себе. У кого-то хватит сил пойти до конца и не разочароваться в выбранной профессии, кто-то сойдет с дистанции и изменит свой жизненный путь. Я иду вперед и надеюсь, что со временем преодолею свои трудности в этой непростой, очень ответственной, но безумно интересной профессии – профессии воспитателя.