Первые шаги в профессии – трудности и победы

0

 

«Умение воспитывать – это все-таки

искусство, такое же искусство,

как хорошо играть

на скрипке или рояле,

хорошо писать картины»

А. С. Макаренко.

В профессии воспитателя я сравнительно не давно – всего год. И для меня умение воспитывать – это действительно искусство. А где искусство – там талант, интуиция, вдохновение. Для каждого воспитателя крайне важно понимать, как и в чем оказать на ребенка положительное влияние. Конечно мне хочется в совершенстве овладеть этим искусством, как когда-то я овладела искусством игры на аккордеоне.

Я не раз задавала себе вопрос: «Каким должен быть современный воспитатель, какими качествами он должен обладать?» И пришла к такому ответу. Воспитатель должен быть прежде всего заинтересован своей работой: он не просто носитель теоретических знаний, он должен быть творческим, находчивым, позитивным человеком, с тонким чувством юмора. Воспитатель – организатор, как детей (для игр, общения, обучения), так и их родителей. Самые главные качества воспитателя – благожелательное отношение к детям, желание творить, умение ладить с детьми.

Многие говорят, что воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Само собой каждый педагог стремится вложить свою душу в воспитание ребенка и привить  только хорошие качества. Но хочу отметить, что воспитатель – это не просто хорошая тетя, это, прежде всего педагог, который помогает родителям в воспитании ребенка. Воспитатель должен быть чутким, отзывчивым, всегда готовым помочь и услышать, но и в меру строгим он тоже быть обязан, иначе порядка в коллективе не будет.

Нужно помнить, что профессия воспитатель предполагает в себе воспитательно-образовательную работу и главная задача воспитателя, прежде всего, воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную, всестороннее развитую.

Работая с детьми дошкольного возраста, я не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым. Каждый ребёнок уникален. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость.

На мой взгляд, ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства. Настоящий педагог во все времена обладает теми качествами, которые выделяют его среди остальных членов общества. Воспитатель – это пример. А быть им, значит много и упорно работать.

Успешное осуществление этой большой и ответственной работы не возможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

Сегодня перед воспитателем стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком. Общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого – К.Д.Ушинский, Е.Н.Водовозова, Л.Н.Толстой – говорили о необходимости приобретения родителями педагогически знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь воспитатели, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи.

У воспитателя и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой – ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитания и образовании своих детей.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Трудностей на самом деле в организации общения много, и я не раз с ним сталкивалась: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к воспитателю снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Из чего же складывается успех общения?

Я думаю, это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Очень важно дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Над профессиональной компетентностью в общении с родителями я постоянно работаю. Стараюсь увидеть причины трудностей не только в родителях, но и в себе.

Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками в педагогической деятельности. Я считаю, что нужно избавляться от устаревших стереотипов, больше спрашивать с себя, пополнять и обновлять свои знания. Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Работая с детьми дошкольного возраста, необходимо обладать разнообразными знаниями, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир.

Делая вывод из сказанного, можно отметить: дети рождаются не только для того, чтобы мы их воспитывали, но и для того, чтобы они воспитывали нас. Для того чтобы сделать ребенка лучше, хорошему педагогу необходимо стать лучше самому. На мой взгляд, это основной постулат профессии воспитателя.