Первые шаги в профессии – трудности и победы

0

 

Закончив педагогический колледж, я по воле судьбы стала воспитателем. И ни минуты не пожалела об этом. Я часто думаю о том, что бы я делала без этих горящих глаз, без ста вопросов «Почему». Наверное, не случайно так распорядилась судьба и привела меня в детский сад. Теперь это мой дом, в котором меня ждут, любят, ценят; в который я спешу с интересными идеями, хорошим настроением. Многие мои знакомые удивляются: зачем я выбрала специальность воспитателя. Теперь я могу с гордостью сказать: «Выбрала, чтобы увидеть положительный результат своей деятельности. А еще как мама я всегда смогу объяснить своему малышу: откуда на небе радуга, научить его считать, придумывать интересные игры, развивать его и воспитывать как личность». Моя профессия – любить детей. Я всегда с гордостью произношу: «Я воспитатель!». Что может быть трепетнее ощущения теплоты обнявших тебя малышей, биения их сердец в унисон с твоим! Когда поступала в педагогический колледж, то, скорее всего, не понимала, что сделала важнейший выбор в своей жизни. Я думаю, что только профессия педагога даёт волю буре чувств и эмоций, почву для размышления и творчества. Мне хочется стать для своих воспитанников самым близким другом, хочется отдать им все свои знания и умения, показать им как красив и приветлив окружающий мир. Как он хрупок и беззащитен, как нуждается в нашем участии. Я надеюсь, что когда мои дети подрастут и станут взрослыми людьми, они оценят мои старания. Самой лучшей наградой за мой труд станет умение моих воспитанников жить в гармонии с окружающим миром, умение воспитывать эти качества в своих детях. Чтобы быть воспитателем, необходимо не просто обладать многими достоинствами и добродетелями, а ни больше не меньше – в душе оставаться ребёнком. Иначе дети не примут, не впустят в свой мир. Маленькие мудрые учителя и проверяют тебя на прочность, и одновременно любят тебя всепоглощающей любовью, в которой можно раствориться без остатка. Особым образом осознаёшь значимость этой профессии, когда видишь распахнутые навстречу глаза малышей, глаза, готовые вместить в себя весь мир, глаза, жадно ловящие каждое твоё слово, твой взгляд, жест. Для меня в профессии воспитателя много плюсов. Пока работаешь с детьми – не замечаешь своего возраста, видишь результаты своего труда, хорошее, доброе отношение со стороны родителей. И самое приятное – дети тебя помнят, делятся своими секретами, просят совета, доверяют. А это дорогого стоит. Работая воспитателем, я стараюсь дать частичку доброты каждому ребёнку, собственным примером показывая своё отношение к природе, к людям. Передо мной стоит нелёгкая задача — будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. А ведь дети такие разные! Одним нравится жить по правилам, с помощью которых они ощущают приобщение к миру взрослых, другим же, наоборот, хочется делать то, что нельзя – так они отстаивают свою личность. Поэтому мне нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии. Педагог – необыкновенный человек, в котором должны присутствовать сразу два противоположных качества: мягкость и строгость. В их разумном сочетании и заключается моя мудрость. Я считаю, что главный метод в обучении, развитии и воспитании детей – это игра. Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте убеждаясь, как неприятно, когда обижают слабого, и как радостно получить помощь, когда ты в ней нуждаешься. Легко ли быть воспитателем? Если спросить об этом у меня, то я отвечу: «Трудно, но безумно интересно!» Как может быть неинтересной работа с детьми? У каждого маленького человечка – свой уникальный характер. Об этом знают все, кто уже воспитывает хотя бы одного ребенка. Я помогаю детям раскрыть себя, реализовать свой потенциал – учу детей различать звуки, читать, чисто и красиво говорить, любить родной русский язык. Всё это направляет энергию ребенка в нужное русло. Многие склонности и способности ребенка, на основании которых он потом выбирает себе профессию – это результат грамотной работы хорошего воспитателя. В педагогической литературе последних лет под воспитателем понимается «человек, осуществляющий педагогическое взаимодействие и несущий ответственность за условия жизни и развитие личности ребенка». В зависимости от обстоятельств воспитатель выступает в разных ипостасях: и учителя, который все знает и всему научит, и товарища по игре, и близкого человека, который все поймет и поможет в трудную минуту. Воспитатель – это великий психолог. Он помогает ребенку наладить контакт с окружающим миром, учит общаться со сверстниками, не обижать слабых. От педагогов во многом зависит обстановка в детском саду. И если вложить душу в свою работу, дети ответят взаимностью. Бесспорно, успех в работе зависит от глубоких профессиональных знаний, от творческой активности и инициативы. Личность воспитателя многогранна. Она содержит в себе профессиональную компетентность, речевой этикет, культуру межличностных отношений, выдержку и терпение, доброжелательность и находчивость, а ещё у воспитателя в распоряжении есть улыбка. А если к улыбке прибавить ещё доброе, умное, красиво сказанное слово? Бесспорно, труд воспитателя тяжел – нелегко быть образцом для подражания, эталоном порядочности, советчиком, судьей, наставником, быть творцом детской души! Но это приятная радостная тяжесть, потому что в основе ее лежит любовь. Любовь – именно на ней держится наша планета Земля. Любовь нужна всем живущим: травинке, рыбке, птичке, взрослым и, конечно же, детям – им особенно! Любовь не следует утаивать, ею нужно щедро одаривать других, иначе она теряет свое предназначение. Рядом со мной дети, дети разные: дерзкие, неугомонные, застенчивые и робкие, «молчуны» и «болтушки». Что я могу им дать? Прежде всего – любовь! И я люблю их такими, какие они есть. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что есть в детях, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. Я наблюдаю за ними и вижу какие «изюминки» скрываются пока внутри каждого. Согласитесь, как это важно, не оставлять невостребованным ни один из талантов: способность к размышлению, к пению или танцам, к физическим упражнениям или общению с другими. Дети, как драгоценные алмазы, засверкают и порадуют своей чистотой и красотой, только тогда, когда именно ты найдешь свой индивидуальный способ шлифовки, когда все лучшее, что в них есть, увидят они сами, и все вокруг… Но одно неосторожное движение, взгляд, жест, слово – и, увы, нет результата. А это значит, что я сама – «мастер-огранщик» – должна обладать высоким уровнем профессионального мастерства. Помните, Ушинский говорил: «Только личность может воспитать личность!» Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком, творческой личностью? Это во многом зависит от меня, от каждодневного труда, такта и душевной щедрости. Отдавать себя детям – значит продолжать в них самого себя, свое сознание, свою культуру Делая первые шаги в профессии, я испытывала страх перед детьми, постоянно задавая себе вопросы: «А правильно ли я сделала, правильно ли сказала? » Годы работы в детском саду многому меня научили: принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе, а самое главное – бережнее относиться к детям. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. Эти годы – годы радости и огорчения, победы и поражения, годы поисков, раздумий, открытий. Говорят, что путь педагога не усыпан розами. Не соглашусь с этим. Щедро усыпан! Но не бывает роз без шипов. Так и в педагогической профессии не обходится без трудностей. Ещё Вольтер говорил: «Никогда не бывает больших дел без больших трудностей». Все дети – такие разные, со своими непростыми характерами! И к каждому – застенчивому и бойкому, подвижному и медлительному надо найти свой ключик. Современные дети, выросшие совсем на других сказках и симпатизирующие совсем другим героям, слишком увлечены гаджетами, компьютерными играми и порой совсем не детскими передачами. Я не говорю, плохо это или хорошо. Это уже реальность, новое время, их время. Но дети всегда остаются детьми. И если мне удаётся пробудить в них интерес к старым добрым сказкам, играм, рукотворным куклам – я счастлива! Не всегда легко найти общий язык и с родителями, ведь они иногда бывают и раздражительными, и придирчивыми. И вот здесь необходим такт, терпение, жизненная мудрость! Но давайте не забывать и о «розах»! Я востребована, я любима, меня всегда ждут мои дети, со мной советуются и доверяют мне свои тайны. Я уважаема в своём коллективе, я интересна моим коллегам! У меня очень много возможностей проявить свои самые разнообразные таланты, научиться тому, чему никогда не научилась бы, будучи в другой профессии (играть, петь, выступать, рисовать, заниматься спортом и многое другое). Я счастлива, потому что отдаю малышам тепло своей души. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда. В. А. Сухомлинский утверждал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». И я буду безгранично счастлива, если по прошествии лет дети будут вспоминать меня с теплотой и благодарностью. За что я люблю свою профессию? За то, что она даёт мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за неповторимость и непредсказуемость каждого дня, за то, что моя профессия была и будет всегда. Каждый день, отдавая детям частичку своего сердца, жар своей души, с чувством глубокого удовлетворения признаюсь: «За все это время, я ни разу не пожалела о том, что выбрала профессию – педагог!»