Первые шаги в профессии: трудности и победы

0

 

«Искусство и мастерство педагога как раз и заключается

в умении сочетать сердечность и мудрость».

В. Сухомлинский.

«Стать мастером педагогического дела – это не самоцель, эта страсть должна быть присуща профессии педагога как неотъемлемая черта».

Ш.А. Амонашвили.

 

Передо мною чистый лист бумаги, мысли, эмоции, сколько воспоминаний.

Действительно, ведь у меня первые шаги в этой интересной и увлекательной профессии педагог-воспитатель. В детском саду № 26 я работаю всего полгода, решила попробовать себя в роли воспитателя благодаря своему сынишке Юрику, так как не хотела с ним надолго разлучаться.

По образованию я учитель изобразительного искусства и черчения и при этом творческая личность. В университете мы изучали различные педагогические подходы, концепции, теории образования. В нашем быстро меняющемся и технологичном мире очень важен гуманистический подход к воспитанию детей. Мне кажется, современный взгляд на воспитание ребенка должен измениться. Самое главное для меня принятие индивидуальных особенностей характера каждого ребенка, понимание неповторимости и уникальности его личности.

Я решила для себя: каждый ребенок группы будет моим бесценным шедевром. Ведь любое произведение искусства уникально, выполнено разными техниками. Сразу передо мной мелькают лица моих ребятишек: вот тихая молчаливая Полинка – нежная акварель; шалуны и безобразники Максимка и Руслан – абстракция «Счастливое детство» и т.д

Я часто думаю о том, что бы я делала без этих маленьких шалунишек, без их горящих глаз, без ста вопросов «Почему?». Наверное, неслучайно так распорядилась судьба и привела меня в детский сад. Теперь это мой дом, в котором меня ждут, любят, ценят, в который я спешу с интересными идеями, хорошим настроением.

Я считаю главной чертой воспитателя умение слушать и слышать детей, вести с ними диалог на равных, признавать свои ошибки, увлекать интересными делами и идеями, «заражать» положительными эмоциями, воспитывать не нравоучениями, а личным примером. В последнее время в средствах массовой информации освещались случаи, когда педагоги применяли по отношению к детям жестокие и насильственные меры воздействия. Это, на мой взгляд, недопустимо. Таким людям нужно менять профессию. Соблюдение этики общения, такт, вежливость, уважение к личности ребенка – вот необходимые качества современного воспитателя.

Иногда возникают мысли: «Повезло ли мне с выбором профессии?». Честно – не знаю. Но знаю точно, скорее даже чувствую: все, что я делаю – нужно людям, будь то мои воспитанники или их родители. Это нужно и мне, как самосовершенствующейся личности. Ведь воспитывать и обучать имеет право тот, кто сам постоянно учится чему и как учить.

Я считаю, что работа воспитателя это тоже творчество. Нужно быть интересной для своих детей. В своей группе для детей среднего дошкольного возраста я попробовала включить в образовательный процесс элементы экспериментальной деятельности, сделать уклон в сторону художественно-эстетического развития детей. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования общей культуры, эстетического вкуса, творческих способностей, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходят качественные изменения в творческой деятельности.

В повседневных делах и занятиях, при проведении режимных моментов я стараюсь знакомить своих воспитанников с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, в общественных явлениях. Действительно, научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни – большая и трудная задача, которая требует длительной работы.

Как художник по образованию, участвую в оформлении детского сада и группы – все это, воспринимается зрением, осязанием, находит отражение в памяти малышей. На прогулках я помогаю детям увидеть красоту в переплетении трав, в красках заката, солнечного блика. Провожу беседы с родителями, советую, что необходимо иметь в семье для творчества: альбом, карандаши, краски. Под моим руководством дети изучают нетрадиционные техники рисования: «По сырому», «Кляксография», «Набрызгивание», используя при этом разные изобразительные средства: полусухой кистью, пастелью, пальчиками, оттиск, примакивание. Нетрадиционная техника даже малышам позволяет создать интересные, яркие работы, и мы неоднократно представляли их на выставках детского творчества организованных в саду.

И для меня, как для педагога, нет лучшей награды, чем видеть успехи своих маленьких художников. Видеть, что я не только научила их чему-то, пусть очень важному и нужному, но и сумела передать им частичку себя, своего характера, своего взгляда на мир.

Я часто задумываюсь, кто он воспитатель человеческих душ? Каким он должен быть? Вот, я вошла в группу… Улыбнулась детям… Веду беседу с родителями… Успокаиваю плачущего малыша… Дети такие разные: бойкие и робкие, медлительные и шустрые, драчливые и плаксивые, послушные и озорные, непоседливые и внимательные. Вот двадцать три победы смотрят на меня с интересом и доверчивостью, и у меня от такой теплоты детских сердец появляются силы преодолеть любые трудности.