Играть всю жизнь?

0

«Играть всю жизнь?» очень актуальный вопрос в наше время. Не задумываясь о том, что играть для ребенка очень важно, взрослые, в гонке за улучшением благосостояния, за стремлением воплотить несбывшиеся мечты своего детства, отдают детей во всевозможные кружки и секции. Стараются развить в них множество талантов, найти профессию чуть ли «не с пеленок».

Взрослым пора задуматься о том, что хочет сам ребенок: заниматься тем, что ему не интересно или играть?

Игра для ребенка – это важная и особая «работа», она одновременно доставляет удовольствие, развивает и обучает, вводит в общество.

Игры так же важны для развития ребенка, как сбалансированное питание или здоровый сон. Более того, правильно организованная игра способствует улучшению, как первого, так и второго.

Обучать ребенка игровым действиям необходимо с самого рождения, когда еще ребенок видит только погремушку. Играя, дети не только познают мир – узнавая новые названия, цвета, явления природы, развивая свой кругозор, познавательные способности, речь, расширяют словарный запас. Герои из игр помогают детям привить культурно-гигиенические нормы, правила культурного поведения, узнать и запомнить добрые слова. С помощью пальчиковых игр можно развить мелкую моторику, способствующую развитию речи.

В игре ребенок моделирует свою взрослую жизнь и фактически творит самого себя.

Детская игра определяет стиль взаимодействия ребенка, как личности с обществом. Через игру ребенок узнает, что может делать в жизни, свои сильные и слабые стороны. Играя, ребенок проживает жизнь, пока еще недоступную в действительности.

В игре ребенок выполняет свою роль – контролируя свое поведение. Это не просто моделирование деятельности взрослого, а свободно-творческое общение, создании образа, переосмыслении его.

Игра особенно ценна с точки зрения познания ребенком окружающего мира и самого себя. Не стоит думать, что «витая в облаках» малыш не сможет адекватно воспринимать окружающую реальность. Рано или поздно, он обязательно повзрослеет.

Большинство игр отражает труд взрослых. Дети подражают домашним делам мамы и папы, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе; моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрике.

В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников – рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего, переплетение одних и тех же тем в игре и в рисунке. По ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии.

В образование, отметив все плюсы и минусы воспитания детей в детском саду, ввели новые нормы федеральных государственных требований, где ведущую деятельность детей в этом возрасте – игровую, стараются использовать во всем: как в самостоятельной, так и в непосредственно образовательной деятельности. Данные новшества позволяют продлить детям детство и возможность чувствовать себя ребенком. Дети, научившись играть в дошкольном возрасте, более активно, без стеснения, с большим интересом участвуют в школьных олимпиадах, соревнованиях, играют в театральных сценках, что позволяет разнообразить школьную жизнь, с пользой для дела провести время.

Игра является способом преодоления разрыва между поколениями. Дети очень любят, когда взрослые (родители, бабушки и дедушки, воспитатели) предлагают им поиграть вместе с ними, принимая позицию партнера, а не учителя. Взрослый, играя с ребенком, не только переходит в не свойственную ему сферу деятельности, но и уравнивает свою позицию с позицией ребенка.

Многие родители интуитивно находят пути такого преображения, часть же — испытывает определенные трудности, не умея освободиться от поучающего тона, диктаторства, явной демонстрации превосходства своих знаний.

Взрослая жизнь предполагает множество дел, забот, постоянное напряжение, что неблаготворно влияет на наше самочувствие, здоровье, эмоциональное состояние. Игра имеет огромное значение. Она всегда притягивала, завораживала и пленила людей, развлекала, давала возможность забыть о повседневных делах и заботах, окунутся в мир детства, где все нереально и поэтому просто. В наше время в жизни человека игра имеет разное значение, для кого-то это развлечение, у кого-то с игрой связана профессия и, в общем, вся жизнь является сплошной игрой, где мы исполняем разные роли. Данные роли определяются в зависимости от наших социальных статусов – в семье у нас один социальный статус, на работе другой. Из-за недостатка времени люди не могут играть столько, сколько им хотелось бы.

Во всяком случае, взрослые испытывают явные затруднения при переходе к игре. Свидетельство тому — их поведение в ситуациях деловых или организационно – деятельностных игр, которые устраиваются в настоящее время специально на рабочих местах. Они направлены на активизацию творческих возможностей в сфере производства, управления и сплочения коллектива, обучения студентов.

В таких ситуациях взрослым приходится отказаться от своих привычных социальных ролей, с них снимаются обязанности и ограничения, присущие производственной деятельности, изменяются привычные отношения (руководитель может оказаться по сюжету игры в зависимости от подчиненного), а выбор действий становится достаточно неопределенным.

В таких ситуациях взрослые испытывают растерянность и эмоциональную напряженность, ничуть не меньшую, чем дети, не имеющие опыта игры с со взрослым.

В самом общем смысле игра является деятельностью, в которой наиболее полно проявляются грани человеческой деятельности. И в этом плане игра очень показательна. В отличие от так называемой серьезной деятельности, в игре присутствуют чувство свободы, которое близко не только детям, но и взрослым.

Игра – это свободная деятельность, которая не продиктована необходимостью, а направлена на развитие своих интересов.

Мы как дети с головой погружаемся в волшебный, выдуманный мир игры – и не спешим возвращаться в реальный мир, с обыденными проблемами и заботами. У нас в душе всегда будет жить счастливое, веселое и беззаботное детство!