Играть всю жизнь?

0

Вот уже более 32 лет я с детьми. Неужели так много? Годы пролетели незаметно. За это время успела поработать с детьми разного возраста: и со школьниками, и с дошколятами, и с малышами. Не скажу, что мне не нравилась работа в школе, но, по прошествии 5 лет после окончания учебного заведения, по ряду причин я оказалась в детском саду. Сколько детишек за это время я узнала, сколько характеров изучила, сколько радости испытала от общения с ними, сколько сложных задач мы решили вместе с моими маленькими друзьями, сколько игр было сыграно.

Как-то летом, находясь в отпуске и делясь впечатлениями о своей работе, я услышала от мамы интересный вопрос: “И не надоело тебе всю жизнь играть?” Меня развеселило мамино непонимание: “Это же здорово. Я всю жизнь не расстаюсь с детством, а детства без игры не бывает”.

Мои самые светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. В игре я весело и непринужденно училась видеть и понимать мир вокруг, училась общаться со взрослыми и детьми, училась говорить и что-то делать, училась мыслить и творить. А теперь я из года в год играю и творю вместе с моими маленькими воспитанниками.

Да, я играю всю жизнь, потому что моя работа – это общение с детьми, потому что игра – это основной вид их деятельности, потому что игра дает детям особое ощущение свободы, приносит им радость и предоставляет возможность научиться ориентироваться в окружающем, пока еще не очень понятном мире.

Я играю, потому что должна сделать игру содержанием детской жизни, начиная с того момента, когда малыш переступит порог детского сада. Там он видит много новых игрушек. Одни из них уже немножко знакомы малышу, с другими только предстоит познакомиться. Ребенок начинает их исследовать. Он тянется ко всему неизвестному, пытаясь дотронуться, пощупать, понюхать, попробовать на вкус.

В свое время профессор А.Р.Лурия, выдающийся нейропсихолог, писал, что второй год жизни можно назвать в хорошем смысле “драматическим” периодом в развитии человека, когда он практически, преодолевая все преграды своего неумения, “через тернии тянется к звездам”. Но малышу трудно самому дотянуться до них, т.е. разобраться в огромном мире окружающих предметов. Для чего они нужны, что с ними можно делать? Кто ответит на эти вопросы малыша? Конечно же, воспитатель. Он не только ответит на вопросы, но и покажет правильные действия. Ребенку обязательно нужно подавать пример правильных действий. Если он никогда не видел, что взрослые делают с молотком, гаечным ключом, как заваривают чай или качают младенца, он сам вряд ли сможет это сделать. Малыш повторяет те действия взрослого, которые привлекли его внимание.

Я, как и другие педагоги, с первых дней появления ребенка в детском саду начинаю включать его в игровую деятельность.

Принимаю новичка… Робко заходит со мной за руку в групповую комнату. Показываю игрушки – удивлен: “Много!”, но играть с ними пока не решается. Укладываю куколку в коляску, начинаю укачивать, напевая колыбельную – смотрит, взялся за край коляски, тихонечко начинает покачивать вместе со мной. Кукла уснула. Пусть отдыхает. Идем дальше: “О, мотоцикл!” Предлагаю покататься, подсаживаю – слезает: “Страшно”. Тут подбегает другой малыш, садится на мотоцикл и “уезжает”. Новичок смотрит: “Интересно, я, наверное, тоже так смогу? “Мотоциклист” “приехал” и ушел по своим важным делам. Малыш осторожно подходит к мотоциклу, смотрит на меня: “Подсади!” Усаживаю – “поехал”. Улыбается: “Как здорово! Получилось!”

На другой день снова новенький. Заходит в группу сам, точнее врывается – боевой, уверенный, не малыш – ураган. Схватил машинку -бросил, рванулся в кукольный уголок – посуда полетела на пол, взял мозаику – горошинками рассыпалась по полу. Ничего себе, не ожидала!

Вот такие они приходят разные. Каждый со своим темпераментом, каждый со своим, пусть еще не богатым, представлением об окружающем мире. И в этот трудный период привыкания малышей к новым условиям огромное значение имеет игра.

И я играю с детьми, потому что веселые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками в утренние часы поднимают настроение, сближают детей, помогают забыть минуты расставания с родителями.

И каждый год, как в первый раз, меня волнует вопрос: “Сумею ли я увлечь детей игрой?”

Вот я иду по лесу с лукошечком “грибов”, вот споткнулась о пенек, и лукошечко повалилось на землю, а “грибочки” раскатились по “траве”. Кто поможет их собрать? Да все готовы. Секунды и “грибы” уложены в корзинку, а сколько радости и у меня, и у детей. Ну, а что дальше? Дети в затруднении. Прихожу на помощь и предлагаю приготовить из “грибочков” вкусный “суп”. Эмоционально, с чтением потешек, варю “суп”, привлекая к помощи детей. Готово. Наливаю “суп” в тарелки и предлагаю каждому из малышей “попробовать”. На другой день замечаю своих ребят за попытками повторить проигранные действия, радуюсь, что все это “было не зря, не напрасно было”, как пелось в когда-то популярной песне. Позднее мы повторим эти действия много-много раз, изменяя и усложняя их. Я кормила малышей, они будут кормить меня. Не забудем и про то, что у нас немало игрушек, которые тоже голодны и мечтают скушать что-нибудь вкусненькое. И здесь огромное значение имеет готовность ребенка подражать взрослому не только в реальных действиях, перенося их в игру, но и в игровых, повторяя их в собственной игре.

Во что же играют дети? Если внимательно присмотреться к играм, становится ясным, что они играют “в настоящую жизнь”. В игре они отображают то, что наблюдают в окружающем мире, и поэтому я стараюсь расширять и углублять эти знания, знакомя детей с произведениями художественной литературы, показывая им сказки, кукольные спектакли, рассматривая с ними иллюстрации и картинки.

Более содержательной игру делает и смена развивающей среды. Если в очередной раз играя с детьми, я замечаю, что все атрибуты обыграны, дети усвоили нужные действия, я ввожу новые. Меня радует, когда малыши сами находят им нужное применение.

А я продолжаю играть с детьми, потому что теперь мне хочется поскорее научить их использовать предметы-заместители. Ведь введение их в игру значительно расширяет ее горизонты, делает более содержательной, интересной, творческой. Имея под рукой подобные предметы, легко превратить крышку от банки в зеркальце, веревочку в червячка или змейку, ленточку в дорогу или речку.

Наблюдаю такую картину: Дима взял “кирпичик”, принес его в кукольный уголок, положил на тарелочку и не спеша “режет” на кусочки.

“Что ты делаешь, Дима?” – спрашиваю я у малыша. “Хлеб режу” -отвечает Дима. А я радуюсь: “Нашел, заменил. Замечательно”. И я довольна, что показанные мной накануне действия нашли отражение в детской игре. Ведь использование предметов-заместителей, не только существенно обогащает игру а, что не менее важно, развивает детское воображение. Нет конфет – возьмем мозаику, градусник заменим палочкой от пирамидки, вместо печенья используем игрушки-вкладыши и т. д.

Когда малыш играет, у него возникает множество вопросов:

-Где взять продукты, чтобы приготовить обед?

-Как сделать красивую прическу?

-Как вылечить больного попугайчика?

-Зайка грустит. Как его развеселить?

Кто, как не воспитатель, сможет ответить на них, кто, как не воспитатель, поможет найти правильное решение, кто, как не воспитатель, научит их играть, играть с удовольствием, интересом, выдумкой. Ведь взрослый в детской игре занимает далеко не последнее место – он не только организатор игрового пространства, первый партнер по игре, но и генератор множества свежих идей.

Меня всегда волновало, увлекательна ли выбранная мною игра для детей. Как сделать ее более интересной для малышей? Не секрет, что дети с удовольствием приходят к кому-то на помощь, стараются выручить из беды, поэтому я стала часто использовать для развития игрового сюжета “проблемы” игрушек.

Вот лежит на полу цыпленок. “Ребятки, посмотрите, с цыпленком что-то случилось, он плачет. Давайте спросим маленького пушистика, что же с ним произошло”, – говорю я.

Цыпленок “рассказывает” нам свою печальную историю, и мы с малышами решаем, как же ему помочь. Если он заблудился, то относим к маме, если голоден, то кормим, если ушибся – лечим .

Я играю с детьми, потому что мне нужно научить их не только определенным действиям, но и умению общаться, выражать свое отношение к тому или иному персонажу. Вот заболел лисенок. Что, казалось бы, надо сделать в первую очередь? Наверное, вылечить. Но здесь я на первый план вывожу выражение детьми сочувствия, сострадания к маленькому зверьку, а лечение как бы отодвигаю на второй план. Это приносит свои плоды. И вот уже, готовя обед для кукол, Роман вдруг вспоминает про кошечку, которую сегодня еще никто не кормил. Он берет бутылочку, наливает молочко в мисочку, подносит её пушистой красавице: “Кушай молочко, Мурка!” А, глядя на кусочки колбаски, вдруг кто-то замечает, что и Жучка тоже с утра ничего не ела. Такие моменты особенно приятны, так как чувствуешь, что и ты причастна к тому, что дети становятся добрее и отзывчивее.

Летят дни, недели, месяцы. Дети с каждым днем взрослеют, набираются опыта, со многими действиями справляются сами, но я продолжаю играть, потому что мне нужно научить моих взрослеющих малышей брать на себя определенную роль, входить в образ и выполнять действия в соответствии с этим выбором. Здесь мне помогают игры-забавы, авторские стихи, написанные для самых маленьких. В ходе таких игр мы с малышами изображаем действия персонажей, стараемся передать особенности их поведения, настроения, учимся подражать движениям и звукам маленьких зверят (лисички, зайчика, медвежонка и т.д.) Появлению ролевого поведения способствуют и игры, в которых мои малыши изображают предметы живой и неживой природы, предметы рукотворного мира (снежинки, цветочки, самолетики, пароходы и т.д.).

Вот так изо дня в день мы играем, играем, играем… Играем утром и на прогулке, играем, занимаясь и развлекаясь, играем все вместе и маленькими группочками. Дети учатся у меня, а я приобретаю бесценный опыт от общения с ними. Наши игры становятся все интереснее и разнообразнее.

И сегодня, размышляя об игре, невольно ловлю себя на мысли, что самое неповторимое и трогательное я наблюдала тогда, когда играла со своими малышами.