Играть всю жизнь?

0

Игра, как метод обучения, – это своеобразная передача опыта старших поколений младшим, используемая еще в древности. Широкое применение она находит в современной педагогике.

В настоящее время актуальность игры повышается. Телевидение, видео, радио, интернет – все это значительно увеличило и разнообразило поток получаемой детьми информации. Однако эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия.

Важными задачами обучения старших дошкольников являются: развитие самостоятельной оценки и отбор получаемой информации. Развить подобное использование знаний, полученных детьми на занятиях и свободной самостоятельной деятельности.

Игра позволяет научить дошкольников решать сложные задачи и способствует становлению осознанной познавательной мотивации для них.

Одно из преимуществ игры – она всегда требует активных действий от каждого ребенка. Поэтому, с ее помощью на занятии воспитатель может организовать не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями.

Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры. Именно она является исключительной социальной практикой ребенка. Этот вид деятельности служит средством, стимулирующим детей участвовать в жизни взрослых. С одной стороны, игра является важной частью дошкольного периода, с другой – элементом системы воспитания, с помощью которого решаются многие задачи воспитательно-образовательных работ в детском саду.

Согласно теоретическим основам отечественной психологии, ведущая деятельность дошкольника – ролевая игра. Именно с ее помощью закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: творческое воображение, образное мышление, самосознание, произвольность поведения.

Исследования Кравцовой Е. Е. доказали, что для детей с невысоким уровнем развития игровой деятельности характерен низкий уровень развития учебной деятельности.

Родители и воспитатели заметили, что за последние пять-шесть лет в играх детей произошли определенные изменения. Наиболее явная – воспитанники детских садов стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры (и по количеству и по продолжительности). Основная причина, как считают взрослые – недостаток времени.

Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются: мышление, эмоции, общение, воображение и сознание ребенка.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, причем выполнение правил доставляет ему максимальное удовольствие. Это делает поведение ребенка осмысленным и осознанным. Из чего следует, что игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявлять свою инициативу и творческую активность. В то же время, именно в игре дети учатся контролировать себя, понимать, что они делают и действовать правильно.

Отношение современных дошкольников к игре существенно изменилось. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнять. Они перестают соотносить свои поступки и желания с образом идеального взрослого или правильным поведением.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовать свою деятельность, наполнять ее смыслом. У большинства детей не развито воображение, они творчески безынициативны и не умеют самостоятельно мыслить. Дошкольный возраст – оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит “питать иллюзий” насчет того, что эти способности разовьются сами по себе в более зрелом возрасте.

Бедность и примитивность игры пагубно отражается на коммуникативном развитии ребенка – так как общение происходит, в основном, в совместной игре. Именно ее правила, сюжет, распределение ролей – главное содержание общения. Играя и выполняя различные роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывая действия и интересы других, соблюдая нормы и правила. В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности.

В целом игра, как специфический вид деятельности постепенно “вымывается” из жизни ребенка, что не может быть оправдано, если признать правоту крупнейших ученых от Ф. Фребеля, Л. С. Выгодского, Д. Б. Эльконена, А. В. Запорожца, принявших значение этой деятельности для своевременного и полного развития ребенка, его личности, интеллекта.

Большинство родителей считают, что детям предстоит жить в жестком, требующем высокой квалификации и менее гуманном обществе, основанном на борьбе за выживание. В таких условиях игра – бесполезная деятельность, которая не пригодится в будущем. В отличие от письма и счета, она не имеет жизненно необходимого результата.

В погоне за ранним всесторонним развитием ребенка родители рьяно заменяют время игры занятиями в разных кружках и школах. Английский, бальные танцы, спортивные секции – и так всю неделю. А в выходные родители стараются, что бы дети находили себе “тихие” занятия, перепоручая своих их телевизору или компьютеру, действуя в основном по принципу: “лишь бы не мешали”.

А как научиться девочке готовить пельмени, если мама не разрешает повозиться с мукой? Как научиться стирать, если даже носовые платочки отправляются в стиральную машинку? Как мальчику стать умельцем, если папа взамен сломанного стула, покупает себе новый? Так, облегчая жизнь себе, мы сужаем круг ярких, эмоциональных впечатлений у детей о труде взрослых и способах проявления заботы.

Когда взрослые покупают игрушку ребенку, то думают, что он сам научится с ней играть. Однако в каждой игре необходимо усвоить несколько правил – игрушкой надо научиться играть. Мяч можно катать, прокатывать через ворота, бросать друг другу, играть в “вышибалу”, чеканить и т. д. Если ребенка не научить играть, то в результате игрушек у него множество, но они не востребованы, а ребенок просит купить новую, новую и новую…

С детьми необходимо общаться, играть, разговаривать. Например, при поездке в автобусе, ребенку можно рассказать добрую сказку, разыграть “пальчиковую игру”, чтобы обогатить его новыми впечатлениями, которые лягут в основу игры, а не отвлекаться на свои проблемы.

Существует очень умная народная поговорка “Бюрократ по жизни, значит, не доиграл в детстве”. Если дошкольник не наигрался вволю, значит, мы много ему не додали, многого ему будет не хватать во всей его последующей жизни.

Игра – настоящая социальная практика для ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь актуальной является проблема ее использования в целях всестороннего развития дошкольника, формирование его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.