Играть всю жизнь?

0

 

Величайшая польза, которую можно

извлечь из жизни, – потратить жизнь

на дело, которое переживет вас.

Уильям Джеймс

«Играть всю жизнь?» … Увидев название темы, подумала я: «Это, наверно, обо мне». Мой педагогический стаж насчитывает уже более 33-х лет. А я всё продолжаю играть, ведь я воспитатель детского сада. Человеческую судьбу можно сравнить с интересной книгой. Листая ее, не замечаешь, как быстро летит время. И только однажды, оглянувшись назад, видишь, что позади уже целая жизнь, с радостями и бедами, достижениями. И в этой работе я хочу коснуться темы, которая затронула многие судьбы людей, отдавших профессии воспитания детей себя целиком и полностью, которые играют всю свою жизнь и не жалеют об этом. Такие люди составляют добрую половину педагогических кадров не только нашего города, но и всей России. Нехватка молодых специалистов в детских садах стало проблемой всей страны. Воспитатели, по выражениям родителей наших детей, меняются, «как перчатки». Да, это проблема! И во многих детских садах эту ситуацию помогают сглаживать педагоги, которые достигли пенсионного возраста. Но нельзя оценивать человека только по его физическому возрасту. Я знаю многих воспитателей, которые, достигнув такой возрастной планки, успешно продолжают трудиться. Это какая-то особая порода людей, ведь они помимо своих рабочих дней приходят в детский сад ещё и в выходные: строят ледяные горки для детей на участках, высаживают на клумбах цветы для детей, участвуют в ремонтах, изучают и внедряют в работу новые технологии. О многих из них можно сказать «мастера своего дела»! Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения — педагог, находящийся на стадии профессионализации или профессионального мастерства. Такой педагог за 15–20 лет работы научился решать и простые, и самые трудные задачи; уже выделяется какими-то специальными качествами, умениями, универсализмом, широкой ориентировкой в своей области. За это время педагог обретает профессиональное мастерство индивидуальный, неповторимый стиль деятельности и имеет основание считать себя в чем-то незаменимым. По глубокому убеждению А.С. Макаренко, «овладение профессиональным мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе педагогического опыта. Но не любой опыт становится источником педагогического мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная». Профессиональное мастерство педагога – это сплав личностных и профессиональных качеств. Каждому дошкольному учреждению важно иметь в коллективе как просто опытных педагогов, так и педагогов – мастеров, стажистов, выгодно отличающихся, прежде всего, знанием психологии детей и умелым конструированием педагогического процесса. Такие педагоги тщательно анализируют события, развивают педагогическую интуицию, умеют быстро оценивать ситуацию, чувствуют состояние ребенка, принимают оперативные решения. Мастерство педагогической организации характеризуется анализом, размышлением, критическим разбором, деловым обсуждением проделанной работы. Такие люди призваны быть генераторами идей. Они спешат жить, это самые стойкие, самые терпеливые, самые искренние и неравнодушные! Они живут под девизом: « Если перестал зажигать – уходи!» Однако в профессиональной жизни каждого человека периодически возникают критические моменты, так называемые кризисы развития. После нескольких лет одной и той же деятельности специалист начинает «не совпадать» со своей профессией, т.е. перерастает нормативно одобряемые способы выполнения профессиональных функций, вследствие чего теряет интерес к профессии. Такое состояние называется синдромом «профессионального эмоционального выгорания». Под этим понятием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Проявляется оно, в том числе, и у педагогов дошкольных образовательных учреждений. Да, чаще этот кризис возникает у «возрастных» педагогов. Недавно прочитала на родительском сайте определения типов воспитателей и стало неприятно: «Ветеран дошкольного образования». Это женщина предпенсионного и запенсионного возраста, обычно с советской закалкой. Строга и часто не приветлива с родителями. На стенах в ее группе висят фотографии бывших воспитанников. Ее методы просты: все ходят строем, играют только в отведенные часы, пока кашу не съешь – из-за стола не встанешь и в таком роде. У такого воспитателя дети могут часами стоять, наказанные в углу. Обычно такого воспитателя не любят ни дети, ни взрослые». Это устаревшие взгляды на действительность. В какой – то степени соглашусь с мнением некоторых родителей в том, что и в нашей системе на сегодня ещё встречается тот «классический» тип воспитателей. Им уже давно надоела и низкооплачиваемая работа, которая не доставляет удовольствия, и назойливые родители, которые постоянного чего-то хотят, и шумные дети, которые не хотят сидеть на одном месте. Конечно же, «классические» воспитатели проводят занятия по утвержденным методикам, но эти занятия получаются «сухие», однообразные и неинтересные. Такие воспитатели любят тихих, спокойных детей, которые не доставляют никаких хлопот. Конечно же, явного вреда такой воспитатель ребенку не нанесет, однако и ничего нового или хорошего не даст. Мне жаль таких педагогов. Но, может быть, здесь и не только их вина. И как можно «причёсывать под одну гребёнку»?! Я лично себя к ним не отношу. Мастерство, как известно, нарабатывается с годами, в большой педагогической практике. Мне повезло: рядом со мной были такие Учителя, некоторые из них, к сожалению, уже ушли из жизни. И я свой педагогический опыт оттачивала под чутким руководством уже немолодой наставницы Галины Васильевны Соколовой. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Галина Васильевна помогла мне быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории. Перелистывая альбом с фотографиями, я перебираю в памяти счастливые моменты педагогической жизни, вглядываюсь в лица своих взрослых коллег. Именно они воспитали во мне чувство ответственности, взаимопомощи, внимания к людям, дали мне «путёвку в жизнь». Я – воспитатель маленьких детей. Почему именно эта профессия стала делом моей жизни? Это веление свыше, судьба моя или стечение обстоятельств? Для меня, несомненно, одно: очень многое в жизни каждого человека зависит от того, насколько светлым, радостным и добрым было детство, от поучительных историй, которые помнятся и хранятся в уголках памяти всю жизнь. И в моём далёком детстве был случай, который запал навсегда в мою детскую душу и стал судьбоносным. В свои далёкие детские годы я запомнила такую же «заигравшуюся» в нашем детском саду бабу Нюру, которая работала у нас в группе няней (тогда ещё так называли помощников воспитателей). Мы, дети подготовительной группы, не знали и не могли представить, какое прошлое хранила эта ласковая и добрая пожилая женщина. Однажды она зашла в группу в нарядном пиджаке, на котором красовались ордена. Это, наверное, был праздник День Победы. Всей гурьбой мы подскочили к ней и стали рассматривать её награды. Тогда баба Нюра поведала нам историю, как работала в военные годы воспитателем в нашем в детском саду. Как делили на целую неделю буханку чёрного хлебушка на сорок детей, как жалели и развлекали детишек, у которых родители были на фронте или погибли, или работали сутками на благо победы. Мы тихонько её слушали, но, наверное, тогда ещё недопонимали своим детским умом, сколько невзгод пришлось пережить ей и её сверстницам. Потом она спросила: « А кто из вас хочет быть воспитателем?» И сразу поднялся « лес» рук. Её шершавая ладошка коснулась моей головы. Как будто тогда она меня благословила на эту стезю. Видимо, выйдя на пенсию, эта пожилая женщина так и не смогла найти в себе силы расстаться с детворой и детством. Как говорила о ней моя мама: « Вросла корнями в профессию». По-моему, детский сад – это моя жизнь. Детский сад никогда не надоест. Это самое творческое место на свете! Череда занятий, развивающих игр, а вместе с ними масса впечатлений, положительных эмоций и теплоты общения с детьми. Я нахожусь в постоянном творческом поиске. Ведь только творческий педагог может окрылить своим теплом, верой, талантом. Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться. Стоит пробовать, дерзать, творить, не останавливаться на достигнутом. Сейчас я тоже приняла на себя обязанности педагога – наставника. Молодой воспитатель – это подарок для детей. Ведь она уже не ученица, но еще и не воспитатель-стажист. В современных условиях реформирования системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Молодые специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий. Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, а просто “отпустить в свободное плавание”, то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной. Мне хочется верить, что в детские сады все – таки придут новые молодые педагоги, их так не хватает. Тем же, кто начинает работать, хочу пожелать не сворачивать со своего пути. А как не нам опытным воспитателям надо быть опорой для начинающих. В нашем детском саду живут хорошие традиции, присутствует дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы, который будет способствовать быстрому и безболезненному вхождению начинающих воспитателей в педагогический коллектив. Блоковские слова «И вечный бой! Покой нам только снится…» как нельзя лучше объясняют жизненную позицию « заигравшихся» педагогов. Люди беспокойные, неравнодушные, душой болеющие за дело, они не только сами не останавливается на достигнутом, но и требует этого от своих молодых коллег. Я не отношу себя к гениям педагогического труда, но искренне стремлюсь быть человеком порядочным, честным, быть примером для своих ребятишек и коллег. Ведь сила подражания так велика и значение ее так громадно. Каждое наше слово, каждый поступок – все является для ребенка примером. За мой профессиональный фанатизм мой муж как-то называл меня «больной» (в хорошем смысле этого слова). И эта «болезнь» наполняет мою жизнь особым смыслом. Решать и находить выход из кадровой проблемы нехватки воспитателей в детских садах – это не моё. Я, видимо, и в другой какой-то своей жизни была и остаюсь ВОСПИТАТЕЛЕМ. Увлекая детей игрой, я смотрю в будущее: « Кем они будут?» Может быть, кто-то из моих воспитанников станет известным доктором, кто-то сталеваром, кто-то станет хорошим родителем, а кто-то – просто добрым человеком. И очень надеюсь: среди них будут и воспитатели – продолжатели нашего дела! «Ты продолжаешь играть?»- спросила меня недавно моя родственница. Тебе уже пора на пенсию». А потом помолчала и добавила тихо: «Это хорошо, что ты себя реализовала в профессии. Это твоё призвание!» А у меня от счастья навернулись слёзы…