Играть всю жизнь?

0

    Не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а посредством игры, тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен. Сократ.  

Спросим малышей и подростков, любят ли они играть и хотят ли играть. Услышим единодушное «Да». Спросим старшеклассников, а любят ли играть они, такие серьезные и важные. Их ответ обрисуется сияющим блеском загоревшихся глаз и дополнится сдержанным, но столь же единодушным: «Да». Столь же радостно вступают в игру и педагоги. Человек есть « человек играющий». Многие скажут, что игра – это шутка, смех, возможность предаваться ребячеству. Да, на первый взгляд, игровая деятельность проста и иллюзорна. Строгая надобность в профессиональном подходе воспитателя к такому виду деятельности вызвана сочетанием крайне противоречивых характеристик игры: с одной стороны, в игре человек свободен и волен поступать как вздумается , выстраивая любое решение , но с другой стороны, игра предоставляет шанс детям проживать такое ценностное отношение, которого не предоставила им повседневная конкретная реальность, и этот шанс должен быть использован.

Ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека.

В настоящее время в современных исследованиях признано, что игра является важнейшей специфической деятельностью ребенка, которая выполняет общевоспитательные социальные функции. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко прослеживаются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в приобщении к миру социальной действительности.

В отечественной педагогике и психологии проблемы игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.В. Эльконин. в современных условиях различные аспекты проблемы исследуются А.Л.Вербицким, В.Я.Платоновым, Н.П.Аникеевой и др.

Большую роль игре в воспитании ребенка отводил Л.Н.Толстой. Вот так он рассуждал об игре в повести «Детство»: Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, а и выстрелить никак нельзя. Это игра. Коли так рассуждать, то и на стульях ездить нельзя, а мы в долгие зимние вечера накрывали кресло платками… и отправлялись в дорогу. Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда остается?»

Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Д.В. Эльконин отмечает, что игра «…способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни».

В «Психологическом словаре» под ред. А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского «игра» определяется как форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах существования предметных действий, в предметах науки и культуры.

Детская игра – вид деятельности детей, заключающийся между ними, направлений на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания детей.

Кроме того, игровая деятельность решает целый комплекс разнообразных задач, которые способствуют как личностному росту и развитию детей, так и разрешению проблем, возникающих у них в процессе взаимодействия с окружающими: развивающие (развитие психических процессов), обучающие(получение ЗУН), воспитательные (воспитание общей культуры),коррекционные, психологические (снижение напряжения, эмоциональная разрядка), психотерапевтические (дают возможность изменить отношение к себе и другим).

Большую роль игре в достижении серьезных результатов в воспитании отводит в своих работах Щуркова Н.Е.. Она подчеркивает, что игра – важнейшая самостоятельная деятельность ребенка, которая имеет большое значение для его физического и психического развития. Игра – это и учеба, и труд, и серьезная форма воспитания. В игре нет прямой зависимости ребенка от взрослого и он получает большую самостоятельность, чем в учебной и трудовой деятельности.

Игра имеет преимущество перед другими видами деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает возможность детям активность и самостоятельность, реализовывать свои желания, интересы и приобщает к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Играя, ребенок получает возможность лучше понять и освоить смысл человеческих действий и отношений, ориентироваться в предметных условиях.

Содержанием игры выступают:

  • ценностные отношения детей к миру (они проживаются);
  • умения детей взаимодействовать с миром (они вырабатываются);
  • знания детей о мире (они приобретаются).

Любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит – обладает возможностью приобщать человека к какому-либо виду деятельности. Вот почему игра дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащенным, подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, художественной, спортивной деятельности, для общения.

Игра – общение равных, и поэтому ребенок в игре оказывается в демократичном положении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках и отменном прилежании. В основе педагогических игровых методик Щурковой Н.Е. лежит осмысление социально-психологических явлений, введение детей в проживание социально-духовных отношений к объектам жизни.

Данные методики – это методики ролевого ситуационного воспроизведения жизненных явлений с проблемным содержанием, результатом решения которого является осмысленная сопричастность миру во всех его проявлениях и способность иметь внутренний автономный личностный мир индивидуального «Я».

Что дают эти игровые методики детям? Мною была предложена детям игра «Волшебный стул», суть которой в том, что садясь на него, у ребенка проявляются только положительные стороны. Артем в группе всегда держался «особняком», его не всегда брали в игры, могли обидеть словом. И нужно было видеть ту радость, удивление и благодарность в его глазах, когда в свой адрес он услышал такие комплименты как « веселый хороший друг». Мальчик увидел себя со стороны – да еще с какой! Пропадает желание после таких слов доставить кому-то неприятность, нагрубить. Да и зачем, если здесь уже не «они», а «мы»- все вместе. Максим не приемлет критики, преобразившись в игре, забыв про свою грубость, силу, враждебность, увидел в нашем Артеме пушистого зайчика, у Толи – ласковые глаза. Эти маленькие, первые росточки – проявление эмпатии, очень радуют.

Дети как птицы. У них тоже растут крылья. Если птице обрезать крылья, она никогда не сможет летать высоко и далеко. Так и дети. Если им укорачивать крылья, то в большом полете им будет трудно. Ребенок соткан из больших и маленьких несущих перьев – интеллект, творчество, здоровье, нравственность. Их подкрепляют память, внимание, ощущения, наблюдательность, воображение, воля. С помощью чего развиваются в детях эти важнейшие личностные качества? Есть одно очень эффективное средство-игра.

Почему я воспитатель……

Семь утра – иду по группе… Все ли на своих местах? Куклы, кубики, конструктор… Что забыли впопыхах? Вдруг какой-то шум невнятный нарастает за спиной Это дети в «круглосутке» просыпаются гурьбой! Кто сказал, что воспитатель это просто и легко, Что воспитывать ребенка почти каждому дано? А задумайтесь немного сколько надо сил порой Чтоб ребенок к нам от мамы шел сюда как в дом родной. Чем завлечь, что им предложить, как спланировать досуг Чтобы дети ощущали ласку и тепло вокруг, Чтобы слезки не блестели от разлуки не на день, Чтобы глазки загорелись и ушла грустинки тень. Почему я воспитатель? Мне ответить нелегко. Кто-то скажет – по призванию, а кому-то все равно… Ведь профессия такая – непростое ремесло, Воспитатель… Слово это очень емкое оно. Здесь важна любая мелочь – слово, взгляд, движенье рук… И актер ты , и художник , ну и просто лучший друг… Надо быть во всем примером, научить от «а» до «я», Сделать так, чтоб группа эта стала как одна семья, Чтобы радоваться – вместе, в горе – вместе поддержать! Почему я воспитатель? Мне так сразу не сказать. Но когда на детских лицах видишь радость и восторг От первых жизненных открытий или от занятий толк… Почему я воспитатель? Может громко я скажу, Но мгновениями их удачи очень-очень дорожу, Никакие поощрения не заменят счастья детских глаз… Воспитателю доверено будущее поколение, А значит – будущее зависит от нас!