Играть всю жизнь?

0

Мне как педагогу со стажем и родителю двоих детей, тема игры очень близка и интересна. Что ж тут скрывать, я и сама люблю играть: придумывать конкурсы, розыгрыши и загадки для своих родных и друзей. Поэтому тема для моего эссе обозначилась сразу, без долгих размышлений.

Наверняка, многие в детстве читали сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, в которой есть такие замечательные слова «Все взрослые были сначала детьми, только мало кто из них об этом помнит». Эти строки невольно приходят на память, когда наблюдаешь, с каким удовольствием и азартом играют дети.

Почему мы, взрослые, редко возвращаемся в мыслях в эту счастливую пору жизни? Это значительно облегчило бы нам понимание детской души…

Игра, что это? Забава, развлечение, труд, выражение эмоций и желаний или школа жизни…

В чём же выражается роль игры в жизни детей?

В игре дети начинают познавать мир, находят выход своей энергии, чувствам, учатся общаться с людьми, рассуждать над своими действиями, преодолевать трудности, приучаются чувствовать ответственность за выполнение задуманного. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в жизни.

Всем детям очень нравится играть, независимо от возраста. А в жизни маленьких детей игра занимает ведущее место и является основным видом деятельности, в игре формируются все стороны личности ребёнка.

Наблюдая за дошкольниками, нетрудно заметить, что они переносят в свои игры всё то, что видят, замечают, слышат вокруг себя. Игры, отражая окружающую жизнь, развивают творческое отношение детей к жизни. Дети, исходя из своих первых наблюдений, из того, что им рассказывают взрослые, читают, сами выдумывают, дополняют своим воображением пока ещё ограниченные познания. Если родители уделяют ребенку достаточно внимания, расширяют их кругозор своими впечатлениями о жизни, то это обязательно проявится в детских играх.

Но чаще всего родители просто засыпают своего ребёнка новыми игрушками. И в результате, обилие игрушек приводит к тому, что ребенок быстро устает от них, они рассеивают его внимание и, в конечном счете, не приносят радости, а лишь раздражают.  И все чаще мы наблюдаем такой момент, что новая игрушка занимает ребенка только в первый момент, а потом он ее ломает, забрасывает, родители же бранят его за это, наказывают. В таких случаях игрушка теряет свою воспитательную роль. Мы часто слышим фразу: «В воспитании нет мелочей». Так вот покупка каждой игрушки – это тоже не мелочь. Её надо тщательно обдумывать.

Для того чтобы наш малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо научить этому. Играя с малышом, мы можем, как бы незаметно руководить его развитием, показывая примеры действий, обогащает опыт ребёнка.  Для этого нам, родителям необходимо время от времени: оторваться вечером от телевизора, не сходить в кино, не поболтать лишний раз…Что ж, это ведь не самые большие «жертвы» из тех, что мы, взрослые можем понести. Всё это окупится укреплением той близости, которая устанавливается у нас с детьми.

А все ли время нужно играть с малышом? Слишком озабоченные родители, считают, что да. Я как, педагог считаю это ошибочным мнением.

Слишком активные действия родителя, могут в итоге подавить детскую активность, и ребёнок привыкнет к тому, чтобы его всегда занимали, играли с ним, и не захочет играть один.

А еще хочется пожелать всем родителям: больше наблюдайте за своим ребенком в игре, дома или в компании других детей. Наблюдение позволит вам больше узнать своего ребенка: чем он является в жизни, среди людей, в действиях, что впитывает и что сам способен дать.

Если с детьми младшего возраста нам более-менее понятно как играть, к тому же сейчас в магазинах достаточно педагогической литературы и игровых материалов, то с детьми школьного и особенно подросткового возраста, мы чаще всего не знаем, как играть. И нужно ли им это? Я, как педагог и как родитель, считаю, что нужно. Игра в этом возрасте может выступать, как в роли досуга, так и в роли развивающего фактора. Все зависит от того, какие игры мы можем предложить ребенку в школьном возрасте. Но самое главное, на мой взгляд, заключается в том, что совместная игра в этом возрасте может выступить в роли связующего моста между поколениями, решая извечный вопрос «отцов и детей» и укрепляя при этом душевные связи между детьми и родителями.

Сейчас многие дети отдают предпочтение компьютерным играм. Почти в каждой второй семье дома есть компьютерная техника. Многих родителей устраивает этот вариант: ребенок дома, ему есть чем заняться, он особо не мешает заниматься собственными делами. Но так ли все хорошо на самом деле? Думаю, что нет. Во-первых, ребенок сам выбирает себе игры, не всегда соответствующие своему возрасту (опасные, агрессивные, развращенные и т.д.) Во-вторых, в жизни ребенка нет доли вашего участия. В – третьих, не принимая участия в интересах и предпочтениях ребенка, вы теряете с ним связь, он как бы растет, а вы – нет. И поэтому чаще всего многим детям неинтересно общаться со своими родителями по причине их отсталости от жизни. Почему так происходит? Да, многие родители из-за своих проблем, профессиональной деятельности не успевают за темпом жизни, который задает современная цивилизация, но у многих взрослых это еще дополняется ограниченным кругом интересов. Поэтому зачастую родителям нечего предложить своим детям в качестве досуга или развлечения. А выбор позитивных, занимательных игр на самом деле широк! Всегда хороши и уместны активные игры на природе, но порой не каждая семья и не всегда может себе позволить такой отдых, чтобы вот так дружно собраться вместе и куда-то поехать, для того чтобы поиграть с детьми. А вот дома реально можно сесть и поиграть со взрослым ребенком, хотя бы полчаса в день. Но тут и возникает главный вопрос! А во что? Не каждый ребенок захочет играть со своим родителем, так как для игры ему нужен неподдельный интерес.

И здесь, как отличная альтернатива подвижным играм, которые любят дети в школьном возрасте, могут придти такие занятия: логические игры, квесты, стратегии, ролевые карточные настолки, головоломки, профессиональные йо-йо, наборы спортивного покера. Эти игры предназначены для развития мозговой деятельности, моторики рук, памяти, коммуникативных способностей, расширения кругозора, для досуга и развлечений. При выборе определенной игры нужно смотреть на ограничения по возрасту и, конечно же, ориентироваться на предпочтения ребенка. Лучше предложить ему вместе сходить и выбрать игру, которая ему понравится.

В Череповце можно тоже найти подобные игры. Мы, прогуливаясь с дочкой по городу, случайно зашли в один интересный магазин, где нашли много необычных игр для любого возраста. Долго все рассматривали, изучали, консультировались с продавцом. В итоге дочь выбрала логические карты под названием «Данетки» из серии «Юный детектив», и мы довольные пошли домой. Игра предназначена для компании и включает 34 загадки – истории. Суть игры заключается в следующем: ведущий берет карточку и зачитывает с нее описание истории, а остальные должны понять, что же произошло в действительности и задавать для этого вопросы так, чтобы можно было ответить «да» или «нет». Теперь вот играем всей семьей каждый вечер и собираемся в магазин за новой игрой.

Э. Фром, известный немецкий психоаналитик писал: «Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете». «Развлекаясь, развиваться!» вот, по моему мнению, девиз ребенка любого возраста. И любящие, заботливые родители тоже могут в этом активно участвовать, играя в различные игры, тем самым укрепляя свою связь с ребенком, в которой он сможет взрослого воспринимать не только как родителя, но и как друга на протяжении всей жизни.