Играть всю жизнь?

0

Как-то психолог провела с нами, воспитателями детского сада тест на эмоциональное выгорание, и я оказалась среди тех, кто выгорел почти дотла. За десять лет работы накопилась усталость, и огонек энтузиазма, согласно тесту и собственным наблюдениям, лишь изредка проявлял себя. Я стала думать, как снова стать радостной и счастливой? Что получается у меня в работе с детьми легко и приносит радость, пусть в последнее время и недолгую. Ответ пришел сразу. Больше всего мои подопечные любят играть, познавая таким образом окружающий мир и получая от этого массу эмоций, и я люблю играть вместе с ними. Учитывая то, что дети легко включаются в новые игры, а также свойственные этому возрасту фантазию и воображение, я решила придумывать совместно с ними новые игры.

Но, как это сделать? Возникла следующая проблема: нужны новые, так называемые «авторские» игры, и их нет. Есть противоречие, которое нужно решить. Сначала я провела анализ игры как некоторого объекта, состоящего из отдельных частей. Итак, основные компоненты игры: содержание (то, что игра отображает) и сюжет игры, воображаемая ситуация (замысел и вымысел игры), правила игры (соотношение всех её компонентов). Затем я определила этапы создания игры: первый этап – это определение содержание и сюжета игры; второй – создание воображаемой ситуации; третий этап – определение правил; четвертый- придумывание названия игры..

Основой для сюжета новой игры сказки, половицы и поговорки, загадки, считалки, стихотворения для детей, мультфильмы, жизненные ситуации и даже уже знакомые игры.

Например, создание новой игры на основе сюжета всем известной сказки «Репка» (может быть несколько вариантов):

  1. Игра «Репки и Дедки». Дети делятся на две команды: команда «Репок» и команда «Дедок». Команды выстраиваются по одной линии друг напротив друга, члены команд держат друг друга за пояс, у каждого капитана в руках один конец каната. Чья команда перетянет канат на свою сторону? Смогут ли «Детки» вытянуть «Репок»?
  2. Игра «Найди своих». Детям раздаются карточки с изображением героев сказки «Репка». Ребенок, получив картинку, должен без слов, молча, только с помощью мимики и жестов, показать своего героя; найти среди других таких же героев и собраться сними в команду. Побеждает та команда, которая первая объединиться, и все герои в ней будут одинаковые (например, только Дедки, или только Жучки и т.п.)
  3. Игра «Посадил Дед репку». Дети садятся в круг. По очереди начинают перечислять, что мог посадить в огороде Дед (любые овощи (или только овощи), фрукты, ягоды). Побеждает тот, кто последним назовет, что посадил Дед в огороде.
  4. Игра «Что посадит дед?» Дети садятся полукругом. Ведущий бросает каждому ребенку по очереди мяч, называя любой овощ, фрукт. Ребенок ловит мяч только в том случае, если названный овощ, фрукт растет на огородах нашей области или страны.

Я уверена, что возможны еще варианты игр на основе сказки «Репка», а те игры, которые я вам представила, очень нравятся детям: это наши игры, собственного сочинения. Получается двойная польза: творчество само по себе приносит много положительных эмоций, плюс – радость от продукта этого творчества – от новой игры.

А когда двойная радость, какое может быть эмоциональное выгорание? Никакого. Одно сплошное удовольствие. И, как говорится, с радостью на работу, моральным удовлетворением домой: вот такие правила у моей игры.