Играть всю жизнь?

0

 

По образованию учитель русского языка и литературы, педагог в третьем поколении, в детский сад я попала случайно, в результате стечения обстоятельств.

После института отработала в сельской школе положенное время, вышла замуж и вернулась в Череповец. Пыталась устроиться на работу, но нигде учителя моей специальности были не нужны – и я пришла в детский сад, как считала, временно, «перезимовать», а осталась в нем навсегда.

Поначалу мне работа воспитателя не понравилась, показалась примитивной, особенно угнетала необходимость вникать «в мелочи» – как застегнута рубашка, поставлены туфельки, неумение пользоваться столовыми приборами; и в то же время – неожиданной. Я – человек, работающий с детьми, не могла и представить себе, что воспитательная и образовательная деятельность в детском саду стоит на таком высоком уровне. Самое большое, думала я, почитают сказочку, расскажут стишок, погуляют, уложат спать…

Пришлось серьезно учиться. Посещала курсы повышения квалификации, занималась самообразованием. К адаптации молодых специалистов в воспитательном учреждении тогда относились очень строго и серьезно – назначили педагога-наставника, да и методист-воспитатель целый год ко мне на занятия выходила. Понемногу стало получаться, накапливался опыт.

Я поняла, что дошкольный период детства самоценен. Ребенок не готовится к взрослой жизни, а живет уже сегодня, сейчас, полноценной, насыщенной, интересной жизнью со своими радостями и горестями. У него есть любимые виды занятий, игры. В контактах он избирателен, ему не нравятся абсолютно все дети и взрослые, как и любому другому человеку. В пять лет человек уже сформировавшаяся личность. Каким качествам и способностям ребенка мы помогли развиться к этому времени, с таким «багажом» он и пойдет по жизни, накапливая все больший объем знаний и умений. Поэтому на первый план выходит развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, учитывающая его индивидуальные особенности. Приоритет получают духовные и общечеловеческие ценности: доброта, сострадание, умение уступать.

И все эти глобальные задачи могут быть решены только в игре, так как она является ведущим видом деятельности и особой формой общественной жизни ребенка, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.

Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

И я начала играть. В арсенале воспитателя имеется много видов игр: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игровые действия с игрушками и предметами-заместителями. Игра – бесценное средство в организации всех видов образовательной деятельности. В математике дети с удовольствием считают, измеряют, сравнивают, перемещают предметы в пространстве для получения игрового результата, например, для того, чтобы найти зайчику морковку, а медведю – бочку меда. Во всех видах изобразительной деятельности постоянно использую игровую мотивацию – результат всегда для кого-то предназначен. В такой форме легче всего решаются основные задачи: образовательная, развивающая, воспитательная.

С каждым годом все более актуальным становится вопрос социализации детей. В связи с этим сюжетно-ролевые игры становятся своеобразным тренингом для всей последующей жизни ребенка. Как активно, разнообразно, творчески он играет, так он будет жить и работать.

В моей профессиональной деятельности есть «конёк» в котором проявилось мое базовое образование. С первого дня, когда в группу приходят новые дети, я начинаю «играть» словами. На протяжении нескольких лет я веду кружок по развитию речи в своей группе. В младшей группе это чтение потешек, прибауток. Огромное значение придаю развитию мелкой моторики рук. Не нами сказано, что речь находится на кончиках пальцев – не буду вдаваться в научное обоснование этой догмы, вот мы и играем в пальчиковые игры с раннего возраста до ухода детей в школу.

С большим удовольствием дети «играют» словами, подбирают рифмы, сочиняют загадки, лимерики (маленькие стишки на определенную тему).

Когда дети повзрослеют – это чтение стихов современных поэтов и поэтов-классиков, в процессе работы знакомлю детей с творчеством наших земляков – Рубцовым, Коротаевым, Фокиной.

Чтобы показать достижения детей, организую концерты, показываем их для детей младших групп, для родителей, для гостей детского сада. В школу дети уходят с хорошей, чистой, правильной речью. Я считаю, что в этом есть и моя заслуга.

Сейчас многие обращают свой взгляд на Запад, на Америку, восхищаются их образом жизни, достижениями, стараются отправить своих детей на обучение. При этом наша система образования считается одной из лучших в мире, они сами старались ее у нас перенять, когда русский (советский) человек первым полетел в космос. До сих пор образованные люди развитых стран с огромным уважением относятся к воспитательной строгости нашей классической литературы, обязательному обучению, количеству и качеству библиотек.

Мы сами не осознаем, какое богатство имеем, как хороши наши детские сады, как дешево стоит для родителей содержание ребенка (они оплачивают только питание, и то не в полном размере).

Сын моей знакомой женился на американке, очень небедной – учились вместе в одной из столиц. Она получила образование в сфере дошкольного воспитания. По просьбе невестки ей показали один из наших городских очень неплохих садов. Она была в восхищении – ее поразила развивающая среда, организация воспитательного процесса. Сказала, что в подобный сад ходила ее мама, там он считался элитным и очень дорогим.

Все очень хорошо и прекрасно. Внешне. Загляните внутрь процесса. Кто будет работать в детском саду через три-пять лет, ведь две трети почти любого коллектива – пенсионеры. Если все разом уйдут – больше половины групп придется закрыть. Если вакантных мест для воспитателей почти нет (а текучка какая – последние года три не успеваю запомнить имя отчество молодых работников, получат одну-две зарплаты и уходят), то с помощниками воспитателя – катастрофа. Я сама последние два года работала без няни. Сколько потеряли наши дети от этого, никакому учету не подлежит. Я считаю нерациональным использовать квалифицированного специалиста для мытья посуды и уборки. «Эстетика! Ау! Где ты?». Распаренный, растрепанный воспитатель выскакивает из мойки, чтобы продолжить «сеять разумное, доброе, вечное»…

Выход один – привлечь достойных людей, молодежь можно только значительным увеличением оплаты труда. Может быть, нашей власти стоит уже перестать экономить на детях, будущем государства.

Я ничего не могу изменить, я могу только свидетельствовать.

Сейчас мы мечтаем – пройдут эти трудные времена. И тогда… Не будем о грустном, ведь жизнь прекрасна и удивительна. А дети – цветы жизни.