Моя профессия-воспитатель

0

«Подойдите к ребенку как человек к человеку, сумейте найти в его сердце тот уголок, который откликается на ваш призыв, и вам легче будет преодолеть то плохое, что мешает воспитанию».

В. А. Сухомлинский  

С этих слов хочу начать свое эссе на тему «Моя профессия – воспитатель». Быть воспитателем – это и труд, и работа, но в первую очередь – призвание! Призвание означает отдавать всю себя детям, которые приходят к тебе в группу. Предложить им свое тепло, ласку, доброту, заботу, знания, умения и навыки. Именно этого ждут от нас сами дети, и конечно их родители.

Подчас бывает очень сложно оставить за порогом детского сада все свои хлопоты, заботы и невзгоды. Но именно с такой мелочи и начинается деятельность воспитателя. Нам взрослым приятно общаться с позитивными, отзывчивыми и доброжелательными людьми. Соответственно детям, которые отличаются эмоционально-образным восприятием мира, это еще важнее.

Если воспитатель «открывает» для них детского сада утром с улыбкой, то и сами дети раскрываются навстречу ему.

Одна из целей нашей профессии – быть ребенку мамой на несколько часов. К каждому нужен свой подход, так как дети приходят разные: озорные и тихие, контактные и замкнутые, смелые и не очень. Но всем им необходимо дать ощущение уверенности в его силах, что он личность; и нужен не только родителям, но и вообще обществу, в этом мире.

Важно их принять и полюбить такими, какие они есть. Создать атмосферу, где ребенок будет развиваться физически, умственно, нравственно, чтобы легче прошла социализация личности в окружающем мире.

Бесспорно, труд воспитателя тяжел – нелегко быть образцом для подражания, эталоном порядочности, советчиком, судьей, наставником, быть творцом детской души! Но это приятная радостная тяжесть, потому что в основе ее лежит безграничная любовь к детям.

Воспитатель – педагог, человек, который учит и помогает познать окружающий мир. И то насколько процесс будет эффективным, зависит от интереса обучаемых. Поэтому в основе всего лежат игра, радость и веселье.

Наблюдаем, занимаемся опытнической деятельностью, делаем первые открытия. Учим их учиться. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что есть в детях, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. Я наблюдаю за ними и вижу какие «изюминки» скрываются пока внутри каждого. Согласитесь, как это важно, не оставлять невостребованным ни один из талантов: способность к размышлению, к пению или танцам, к физическим упражнениям или общению с другими. Дети, как драгоценные алмазы, засверкают и порадуют своей чистотой и красотой, только тогда, когда все лучшее, что в них есть, увидят они сами, и все вокруг. И так проходит день за днем в кропотиливой работе, состоящей из тысячи мелочей.

Воспитатель – это сложная и многогранная профессия, к тому же огромная ответственность и сложный педагогический процесс, который требует профессиональных умений, знаний и навыков, определенных личностных качеств. Наверно воспитателем стать каждый человек не сможет, так как главные черты личности – терпение, упорство, тепло души и умение понимать и слышать других.

Делать первые шаги в профессии очень не просто. Никогда не знаешь, что ждет тебя сегодня. Все ли твои слова и поступки будут верными, не наносящими вреда как физического, так и морального самим детям и их родителям.

Когда я училась на воспитателя, нам дали хорошую теоретическую подготовку, но практики не хватало, чтобы оценить все тонкости нашей профессии.

И придя работать в дошкольное учреждение, встретилась с ситуацией непонимания и незнания как применить теорию к практике. Это было первой трудностью в начале профессиональной деятельности. Ведь нас не учили конкретным способам и подходам к взаимодействию с детьми и их родителями. Не учили, как применять различные теории на практике.

Безусловно, в начале профессиональной деятельности пришлось разрабатывать систему общения и взаимодействия с коллегами, родителями и детьми. Со временем пришло понимание, как и где можно поступить, где промолчать, а где сказать. Стоит ли быть мягкой или строгой, уступчивой или принципиальной в каждой конкретной ситуации.

И если с детьми ты находишь способ общения путем проб и ошибок, то с родителями не всегда все так просто.

Детям нужны внимание, доброта и ласка, вместе с тем системный и последовательный подход в общении. А вот с родителями намного сложнее. Многие не хотят видеть, слышать и понимать, что происходит с их малышом. Им проще занять позицию: «Я знаю своего ребенка лучше». Именно такая позиция становится препятствием в педагогическом процессе, и мешают построению взаимодействия в системе ребенок – родитель – воспитатель.

Приходится идти на разные «хитрости», чтобы обратить внимание родителя к той или иной проблеме. Несомненно, начинать надо не с упреков или высказывания своей точки зрения о некомпетентности родителя в вопросах воспитания, а с отмечания положительных качеств личности ребенка и с его успехов. И лишь потом говорить о возникших проблемах или затруднениях с ребенком. Всегда необходимо помнить о положительном посыле в адрес родителя при беседе, а также вести беседу наедине. Ни в коем случае вас не должны слышать другие родители и сам ребенок.

Самая главная задача воспитателя показать и доказать родителям своих воспитанников, что ему можно доверять. Потому что доверие – залог успешного педагогического процесса.

Еще одна из трудностей начинающего педагога это принятие решения о правильности выбора профессии. Я считаю, если уходя с работы, ты думаешь о том, что интересного произошло за день и о самих детях, об их заботах и радостях, а не о своей усталости, то выбор сделан правильно.

Для себя я поняла, что мне интересно, что будет завтра, кем и как вырастут дети и как сделать так, чтобы посещение детского сада для них было приятным и полезным, по-хорошему запоминающимся в их жизни. Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты, закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.

Хочу отметить, что я поняла невозможность работать, не меняясь самому как личности, и не меняя что-либо в своей работе, то есть без постоянного саморазвития и самообразования. Ведь постоянно вокруг нас меняется мир. Появляются новые тенденции в дошкольном образовании, традиции, меняются подходы к детям и т. д.

Безусловно, воспитатель обязан ориентироваться в окружающей обстановке, следить за новаторством других педагогов и должен понимать, что и как применять в своей деятельности из современных тенденций.

Но нельзя забывать и о традициях, в них заложены основы нашей культуры, которые дети также должны усвоить, как и научиться писать, считать и читать.

В общем, необходимо быть одновременно современным педагогом и человеком с культурой. Чувствовать, что все вокруг меняется и своевременно донести это до малышей. Ведь они наше все! Они наше будущее!

И закончить свои мысли я бы хотела словами В. А. Сухомлинского: «Педагогика – самая сложная из всех наук, известных человечеству. Ее вопросы бесконечны, и каждый ответ ничего не значит, вовсе не является ответом, если не решены тысячи других вопросов».